Население азербайджана. Народности и этнические группы на территории современного азербайджана Азербайджан народы населяющие страну

Есть ли у автохтонов союзники в Стране Огней?

Любая борьба в современном мире (и вообще как таковая) невозможна без союзников. Это касается и борьбы коренных народов АР за восстановление своих попранных прав. Поэтому многих из нас интересует вопрос: имеем ли мы каких-либо союзников в этом государстве?

Не думаю, что кому-то стоит доказывать, что правительство АР настроено полностью уничтожить коренные народы Восточного Закавказья и заменить их новыми поколениями «азербайджанцев». В нормальном государстве можно было бы ожидать, что оппозиционные силы воспользуются этой ошибкой в правительственной политике и, заняв сторону коренных народов, выступят вместе с ними (представляющими внушительную силу) против алиевского режима. Однако на деле происходит обратное. Оппозиция не только не борется с режимом, но и заодно с ним стремится заглушить голос коренного населения региона. В другой части света можно было бы ожидать, что на защиту автохтонного населения встанут представители творческой интеллигенции, которые не участвуют в политической жизни. Но где они, такие деятели? Появятся ли в АР акрамы-айлисли, которые скажут правду об «азербайджанцах», о попранных правах коренных народов, призовут власти страны покаяться за все те преследования и запреты, свидетелями которых являлись наши отцы и деды, а сегодня являемся мы?

Более того, не так давно в одной из своих статей я наивно писал, что «скоро они начнут говорить о том, что мы переименовываем их “Южный регион” в “Талыш”!». Мы почти приблизились к этой дате. Не так давно в Интернете появилась новость от «каналБаку» об открытии радиостанции «Голос Талышистана». Некий мужчина за кадром сообщает , что «в результате расследования «каналБаку» стало понятным, что азербайджанские песни переводятся на талышский язык и озвучиваются на талышском радио». Я не стану спрашивать о том, что это за песни такие – «азербайджанские» - т.к. всем известно, что они собраны из песен талышей, лезгин, парсов (татов), аварцев, курдов и др., переведены на тюркский, дальнейшем представлены миру как «тюркские». Разумеется, и у туркоманских племен, населяющих ныне исконные земли вышеназванных коренных народов, есть некоторое количество своих песен, но они в меньшинстве. Исторические памятники, принадлежащие нашим народам, почему-то называются «азербайджанскими». Наши герои становятся «азербайджанскими». Наших детей, так же как и нас самих, называют «азербайджанцами». А когда мы говорим «нет!» этой политике ассимиляции, нас просто называют преступниками.

Есть в психологии такое понятие – «покрывающее воспоминание». Это «воспоминание, имеющее целью скрыть другие воспоминания и связанные с ними аффекты и влечения. Покрывающее воспоминание часто представляет собой жестко фиксированное, внешне безобидное воспроизведение аффективно окрашенных травматических переживаний раннего детства. Оно представляет компромисс между отрицанием и памятью - болезненное переживание прикрывается безвредными воспоминаниями о менее значимых событиях («Психоаналитические термины и понятия»). Порой покрывающее воспоминание создается интеллектом искусственно, чтобы заменить какое-то реальное воспоминание. То, что происходит сейчас с тюркским населением Азербайджанской республики, это как раз то, что условно можно назвать синдромом покрывающих воспоминаний.

В течении всего периода двадцатилетней истории независимости в стране создается фальшивая история, фальшивая культура, которые собирают по частям из наворованных историй и культур коренных народов. На скорую руку к ним прикрепляется название «азербайджанский» или же более помпезное «древнеазербайджанский» и без всякого угрызения совести требуется, чтобы все воспринимали эту историю и культуру именно таковыми. Реальные корни истории и культуры забываются, замещаются новоявленным «покрывающим воспоминанием». Противостояние этой шизофрении воспринимается со стороны представителей так называемого «титульного этноса» с проявлениями какого-то психоза. Вот, например, известный сайт azerbaijans.com дает сведения о «малочисленных народах АР» . Там о талышах написано следующее: «Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые (?) сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской».

Такие сведения рассчитаны на дурачка, не более того. Например, для таких талышей, как некто по фамилии Гамидов, который в социальных сетях выступает со следующими абсурдными утверждениями: «Первый явственный до очевидности вывод из истории и свойства талышского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного, - пишет он [...]. Отделив от себя правление государственное, народ талышский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнью. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя».

Ну, какие монголы, Боже же мой?! Какие такие «западные ученые» писали подобное? Хотя бы одно имя реального ученого упомянули бы. Вместо того, чтобы писать о монгольском следе в составе тюркского этноса Азербайджанском Республики, они приписывают монгольство талышам. Такое ощущение, что их туркоманское и монгольское прошлое является для них такой большой психологической травмой, что они пытаются приписать это нам, талышам. Фраза о том, что «материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской», близка к истине, так как так называемая «азербайджанская материальная и духовная культура» в реальности есть ничто иное, как материальная и духовная культура коренных народов этой земли, безбожным образом и бессовестно представляемая в Баку как «азербайджанская», а точнее, как «тюркская».

Еще один вопрос, которого необходимо коснуться, это вопрос территории Талышистана. В АР все годы независимости идет целенаправленный процесс по сокращению этой территории. Еще не так давно даже проправительственными организациями в нее включались районы Осторы, Лика, Ланкона, Масалона, Варгадиза (тюрк. Ярдымлинский р-н), Хамошару (тюрк. Джалилабадский р-н), Биласыво. Теперь уже из нее исключены не только Хамошару и Биласыво, но и Варгадиз. Пантюркистами постоянно муссируется фантасмогория о том, что «Масалон (тюрк. Масаллы) не только талышский». Что будет дальше? Из этой фразы выпадет слово «только», и она приобретет следующий вид: «Масалон - не талышский». Дальше придет очередь Ланкона, Лика и Осторы, и талыши фактически предстанут простой диаспорой иноземцев. Та же самая политика изживания с исторических земель проводится и в отношении лезгин, аварцев и других коренных народов!

Разумеется, этому давно пора сказать нет! Территория Талышистана не может быть сокращена и представляет собой (по нынешнему административному делению) территорию районов Осторы, Лика, Варгадиза, Ланкона, Масалона, Хамошару, Биласыво, Натачола (тюрк. Нефтчала), Салйона, Сабирабада, Саатлы, южную часть района Имишли, а также часть Хаджикабульского района вплоть до селения Талыш. Это земли, исторически принадлежащие талышам, и мы не намерены ни на йоту отодвигаться от них. Замечу также, – это известно не многим, - что о желании прислать своих представителей в Меджлис Талыш-Муганской республики в 1993 году высказывались и салйонцы, и натачолинцы, и саатлинцы и другие, однако условия военного времени не позволили это сделать. Поэтому не стоит полагать, что территория Талышистана – это исключительно территория ТМР образца 1993 года. Территория Талышистана доходит до (по старому административному делению - алибайрамлинского) левобережья Куры.

Какие исторические земли лезгин, аварцев и других коренных народов, разумеется, лучше других знают сами эти народы.

Кстати, еще раз о «Голосе Талышистана». Радио продолжает набирать поддержку различных групп талышей. В этом плане интересно процитировать заметку одного из авторов нашумевшего «негодующего» обращения к президенту М. Ахмадинежаду Рафига Джалилова, которую он оставил на своей странице в социальной сети Facebook: «Значит разговор о радио на талышском языке [якобы транслирующем в АР 15-минутную передачу – прим. Р.И.] оказался пустышкой. Это было очередной дезой: якобы на талышском языке есть международное радио, которое должно было транслироваться в четверг в 10:15. Может, и транслировалось, но тех, кто смог его послушать, не нашлось. Если талышское радио и есть, но его никто не может послушать, то кому это радио нужно? Если Иран каждый день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, если Шуша 5 раз в день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, то почему Баку транслирует радио на талышском языке на международной волне?»

Тем временем, азербайджанские власти пытаются найти какой-нибудь идеологический трюк, чтобы отпугнуть талышей от «Голоса Талышистана». Главным образом, они продолжают разрабатывать тезис об ирано-армянском вражеском проекте. Бакинский «политолог» Мубариз Ахмедоглу в своем недавнем интервью «newsazerbaijan.ru», судя по всему, напоминая попугая, который не может выучить больше нескольких программных выражений, сказал: «В Иране проживает в несколько раз больше талышей, чем в Азербайджане, но официальный Тегеран не признает никаких национальных прав талышского этноса. В Иране у талышей нет своего культурного центра, школы, печатного органа. Лидер иранских талышей живет в бедности».

Как выходец из Талышского региона (из села Алару района Хамошару), по идее, он должен был заявить о нарушении «национальных прав талышского этноса» в АР, а не в ИРИ, где, судя по всему, ни разу не был. В отличие от АР, в Иране и в Раште, и в Тегеране функционируют талышские культурные центры, и печатные органы на талышском языке, издаются многочисленные книги на талышском языке и о талышах. Непонятно, кого он имеет в виду под «лидером иранских талышей». Не Али Абдоли ли? Не того самого Али Абдоли, которого в МНБ Азербайджана называют чуть ли не самым главным «иранским шпионом» («сотрудничавшим в своих подлых делах с Новрузали и Гилалом Мамедовыми»)? Господа, решите наконец-то: этот человек в конфронтации с властями или заодно с ними?
Гилал Мамедов

Мубариз Ахмедоглу повторил еще один агитационный трюк бакинских властей, запущенный недели две назад: «Проживающие в России армяне строят в Нагорном Карабахе среднюю военную школу им. Суворова и Мадатова. Имеются соглашения об использовании школы для подготовки кадров ОДКБ. Предусматривается обучение в этой школе представителей этнических меньшинств, проживающих в Азербайджане. Они, по всей вероятности, могут быть использованы против Азербайджана».

Я, конечно, понимаю, что, находясь в совершенно безвыходном положении (талыши все чаще спрашивают «почему радио на талышском языке транслируется из Армении, а не из Ланкона?». Не исключено, что после открытия радио на лезгинском и аварском языках, это станут делать и представители этих народов), власти пытаются найти какой-нибудь козырь в информационной войне, но почему настолько примитивно? Честное слово, я не удивлюсь, если завтра кто-нибудь из представителей политикума АР скажет, что марсианское лобби готовит заговор против государства и подстрекает «малочисленные народы» к деятельности против Азербайджана. Правда их настолько пугает, что они не знают, какие шаги предпринять. А правда лежит на поверхности: политика этноцида коренных народов окончательно зашла в тупик; если не будут предпринять радикальные шаги, коренным образом меняющие структуру государства и вертикаль власти, само это государственное образование обречено на погибель.

Вместо того, чтобы попытаться начать конструктивный диалог с коренными народами, они продолжают свои дилетантские нападки на лидеров движений коренных народов. Ярким примером служит полуанонимная , подписанная неким «Р.Ш.» (четкий почерк МНБ АР), на которую мы наткнулись чисто случайно в поисках нужного нам материала.

Честно говоря, мы давно уже привыкли к таким «шедеврам» аналитической мысли «условных» бакинских авторов, под высокопарными и не имеющими под собой никакой основы, лишенными всякой логики высказываниями, в которых четко прослеживаются их интеллектуальные способности, точнее, отсутствие всякого интеллекта (и это не оскорбительный выпад, это прискорбный факт). Автор в рамках статьи доказывает не что иное, как свою полную безграмотность и неспособность разобраться в сути более или менее сложных вопросов общественно-политической жизни общества. В названной статье автор возмущается по поводу одной из статей Фахраддина Абосзоды, которая называется «Кремль требует от Ильхама Алиева 20 миллиардов долларов?» и была опубликована на сайте одного из ведущих российских информационных агентств. Не разобравшись, о чем на самом деле идет там речь, автор, прочитав фамилию автора данной статьи, сразу обрушился на лидера Движения за возрождение Талыша, буквально как бык на красное полотно, с целой кучей обвинений, главным среди которых является то, что якобы Ф. Абосзода пишет «по заказу» каких-то зарубежных недругов Азербайджанской Республики, в первую очередь, конечно, – Республики Армения. Не вдаваясь в подробности всех его оскорбительных высказываний, навеянных упомянутым выше синдромом покрывающих воспоминаний (чего только стоит одна фраза в данной статье - «Азербайджан – яркое Солнце Кавказа»), скажу только одно: если у этого человека (или же группы людей) есть толика хоть малейшего ума, то он (они) с первого раза прочтения статьи талышского деятеля должен был понять, что все, о чем в ней идет речь, было опубликовано в бакинской газете «Ени Мусават». Вот цитата из статьи Ф. Абосзода: «В номере от 15 марта эта же газета пошла еще дальше, и выступила с сенсационным материалом под интригующим заголовком «Москва требует от властей (АР) $20 млрд. и Каспий».

Несмотря на то, что источник информации газеты «Ени Мусават» является конфиденциальным, это – достаточно серьезная информация, и нет ничего удивительного, что политолог остановил на ней свое внимание. Разумеется, для читателя и специалистов также главным в данном случае является то, насколько достоверна данная информация. А как можно удостовериться в достоверности этой информации? Очень просто: согласно негласным правилам, официальные власти АР, согласно своим же привычкам, должны были немедленно отреагировать на появление данной информации, подтвердив ее или же опровергнув. Такая реакция властей АР отсутствовала, и отсутствует по сей день. Что это означает? Как гласит многовековая народная мудрость, если власть молчит, - значит, она косвенно подтверждает достоверность этой информации!

Мало того, в любой стране мира, тем более, перед выборами президента, оппозиция удачно воспользовалась бы появлением аналогичной информации, чтобы обвинить власть в предательстве национальных интересов и лично президента в нарушении Конституции! Увы, и этого не произошло. К удивлению многих, как в самом Баку, так и за его пределами, ни одно оппозиционное СМИ не стало распространять данную информацию, а лидеры оппозиции, даже независимые политики страны, будто воды набрав в рот, делали вид, что вовсе не заметили эту информацию. А что это значит? Это говорит о том, что оппозиция в стране, как была, так и продолжает оставаться «карманной», и служит интересам властвующего клана Алиевых. Такая тишина в оппозиционном лагере по поводу появления данной информации еще раз подтверждает правильность наших высказываний, которые не раз озвучены в наших материалах, о том, что эта оппозиция по сути своей является антинародной и в угоду своих сиюминутных корыстных интересов в любой момент готова поддержать все капризы президента И. Алиева!

После того, как Ф. Абосзода убедился в том, что реакция из Баку, скорее всего не последует, он, видимо, решил уточнить достоверность данной информации в Москве. И, несмотря на то, что после опубликования статьи прошел ровно месяц, Кремль тоже до сих пор не желает выражать своего отношения к данному вопросу. О чем это говорит, в свою очередь? О том, что своим молчанием Кремль тоже, хоть и косвенно, но все-таки подтверждает достоверность озвученной в статье информации. Вот и вся суть вопроса!

Таким образом, талышскому лидеру не было никакой необходимости в том, чтобы «высосать из пальца», как об этом пишет вышеназванный условный автор, обозначенную информацию, и не стоило обвинять его якобы в «подливании воды на мельницу тех, кто желает компрометировать российско-азербайджанские отношения». Сидящие в Баку господа, день и ночь облизывающие Ильхама Алиева, должны понимать, что «компрометирование российско-азербайджанских отношений» задача, не входящая в компетенцию Ф. Абосзоды. Он как аналитик готовит исключительно свое видение геополитических процессов, которые, несомненно, свидетельствуют о том, что предстоящее переформатирование геополитического поля в регионе Южного Кавказа, а точнее, на территории Азербайджанской Республики, – лишь вопрос времени! Нравится это кому-то в Баку или нет – это уже не наша забота!

В этой части статьи меня интересует еще один вопрос: почему под статьей стоят только инициалы ее автора, почему он не указал свое имя и фамилию? Может быть, боится нас? Возможно! Но мне кажется, дело даже не в нас. Судя по всему, автор боится, что умные люди в Баку после прочтения его пасквиля, просто плюнут ему в лицо и скажут: “Какой-то ты тупой, просто дуб дубом! Даже понял, о чем идет речь в статье Ф. Абосзода!”

Другой пример. Многие в Баку в последнее время возмущаются в связи с активизацией ФЛНКА и лично ее президента А.П. Керимова. В один голос все как проправительственные, так и оппозиционные СМИ поднимают настоящий волчий лай вокруг ФЛНКА. Больше всего их интересует следующий вопрос: кто дал право А.П. Керимову выступать от имени лезгинского народа?

Диву даешься такой «наивности» этих бакинских псевдоаналитиков и вороватых депутатов! Как будто, кто-то (в их понимании, видимо, это Ильхам Алиев!) должен прийти к нему и «дать ему такое право! Они даже понимать не хотят или же вовсе не понимают, что право никем не дается! Что тут сказать, если А.П. Керимов, как передовой и сознательный представитель интеллигенции лезгинского народа, больше и лучше понимает свою миссию и руководит борьбой своих соотечественников за спасение своего народа? Все дело в том, что это несчастные бакинские писаки без особого разрешения и указания сверху не могут самостоятельно ничего ни сделать, ни написать. Поэтому им даже в голову не приходит мысль о том, что тот же А.П. Керимов может просто так, без чьего-либо позволения взять в свои руки инициативу по освобождению своего народа!

Так что, сколько бы такие, как некий Р.Ш. и ему подобные безмозглые, не имеющие даже имени, щенята, не лаяли на Ф. Абосзода и руководителей других коренных народов, караван наших народов торжественно идет к своей заветной мечте! Своим лаем и созданием все новых покрывающих воспоминаний (грубо говоря, лжи и инсинуаций) они добьются только одного – еще большего усиления антагонизма между коренными народами АР и «титульным этносом», что ничего хорошего не сулит для этого псевдо государственного образования под названием Азербайджанская Республика.

Напоследок, возвращаясь к вопросу, вынесенному нами в заглавие статьи, я хочу ответить на него, как бы странно это не прозвучало, положительно: у коренных народов есть союзники в Азербайджанской Республике – это сами коренные народы этой земли и их ближайшие соседи - такие же коренные жители Кавказа. Это означает, что талыши, лезгины, аварцы, парсы и др. должны окончательно объединить свои усилия в борьбе против попирания их прав и за восстановление своей государственности! Что касается нападок на руководителей коренных народов нашей земли со стороны бакинских лизоблюдов, то, пусть они живут своей собачьей жизнью. Если бы читатели только знали, сколько таких бесхозных дворовых псов, лающих на добропорядочных людей, сегодня бродят по улицам Баку.

Рустам Искандари

По состоянию на 13 апреля 2009 года численность населения Азербайджана составила 8.922.000 человек. Это на 969 тысяч больше, чем на 1 января 1999 г., сообщает Госкомстат страны.

Больше половины (54%) населения страны проживает в городах, 46% - в сельской местности. Мужчины составляют 49% населения, женщины - 51%.
Количество жителей азербайджанской столицы вместе с вынужденными переселенцами и временно проживающими составляет 2.246.000.
За Баку по численности населения следуют Гянджа (бывший Кировабад), где проживают 313 тысяч человек, Сумгаит (310 тыс.) и Мингячевир (в прежней русской транскрипции Мингечаур, 96 тыс.).

В первой половине 2006 года в Азербайджане родилось 74,2 тыс. детей, рождаемость составляет 18 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребенка.

Смертность составляет, по данным 2008 года, 8.32 смертей на 1000 человек. Возросла и плотность населения Азербайджана с 89,2 чел./км² в 1995 г. на 97,4 чел./км² в 2006 г.

В начале XXI века в Республике не наблюдалось столь сильного оттока и притока населения. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась.

Национальный состав Азербайджана : азербайджанцы - 90 %, дагестанские народности (лезгины, аварцы, цахуры, хиналугцы, будухи) - 3,2 %, русские - 2,5 %, другие (курды, украинцы, татары, таты, талыши и др.) - 2,3 % (по оценке на 1998).

Этническая история Азербайджана знает несколько периодов:

Древнейший (XII - I вв. до н.э.) - когда Азербайджан был населен скифскими (см. Ишкуза, Маскут) племенами севернее реки Аракс, и племенами маннеев, позже мидян южнее реки Аракс.

Примерно в тоже время на территории Азербайджана севернее реки Аракс, расселяются предки албанских племен.

Древний (I - VIII вв. н.э.) Миграция и расселение в Азербайджане, ранне-тюркских племен гуннов, савир, в VI в. - хазар. Переселение на земли севернее реки Аракс персов (предки современных татов Азербайджана) при хосрове Ануширване, проникновение и расселение при Халифате, арабов и курдов (VII в.)
Новый (IX-XI вв.) Проникновение и расселение в Азербайджане тюрков огузов при Сельджуках, положившее начало окончательной тюркиизации страны.

Азербайджанцы - основное население страны, относящееся к тюркоязычным народам. В городах и сельских районах азербайджанцы по переписи 1999 года составляли 96-99% населения.

В начале 1990-х годов доля азербайджанского населения возросла за счёт беженцев из районов, находившиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта и Армении. В самом Азербайджане азербайджанцы-выходцы из Армении известны под общим термином еразы (т.е ереванские азербайджанцы). С советских времён они и выходцев из Нахчивани сконцентрировали всю власть в республике.

Русские стали переселяться на территорию современного Азербайджана с первой половины XIX века.

С 1979 по 1989 годы русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном отношении. Если по переписи 1979 русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи 1989 их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступали низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны. По словам советника президента Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдара Кулиева, в Азербайджане в настоящее время (2004) проживают около 200 тыс. русских.

На северо-востоке Азербайджана издавна проживает большая группа дагестаноязычных этносов: лезгины, аварцы, цахуры, а также хиналугцы, будухи и крызы. Многие из них расселились в Баку и другие города страны. Лезгины, аварцы и цахуры относятся к суннитской ветви ислама, как, впрочем, и проживающие рядом с ними на севере страны азербайджанцы. Общность веры, близость культуры и быта создали предпосылки для высокой степени интегрированности названных этносов в азербайджанскую среду.

Лезгины в Азербайджане

Самым крупным из дагестаноязычных этносов, проживающих в Азербайджане, являются лезгины. По данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения Азербайджана постоянно снижался с 3,5 процента (111 тыс.) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тыс.). Как видим, при падении удельного веса лезгин одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении. По предварительным данным переписи 1999 года, численность лезгин составила около 180 тыс. Несмотря на то, что удельный вес лезгин снизился до 2,2 процента, в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения они в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране. Кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском и других районах Азербайджана.

Удины в Азербайджане

Удины являются одним из наиболее уникальных народов Азербайджана. По данным переписи 1989 года в Азербайджане насчитывается 6,1 тысяч представителей этого маленького народа, большая часть которого сосредоточена в селении Нидж Габалинского района. Остальные населяют райцентр Огуз. Удины говорят на удинском языке. Удинский язык – относится к лезгинской подгруппы нахско-дагестанской групы языков (восточно-кавказской) семьи языков, делится на два диалекта – ниджский и огузский (варташенский). Происхождение удин (самоназвание - уди, ути) восходит к древнему албанскому племени утиев, что говорит об их автохтонности. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы - талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.

Талыши - народ в Азербайджане

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, то есть преимущественно в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах. Много их ныне проживает в Баку и Сумгаите. По данным переписи 1999, года численность талышей составила 80 тыс., или около 1 процента всего населения страны.

Курды в Азербайджане

На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды. В 1989 году численность курдов составила чуть более 12 тыс. После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тыс. азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман. В результате оккупации ещё шести районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.

Таты

В северо-восточной зоне Азербайджана на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа - татов. Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселённого еще в VI веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тыс. Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.

Евреи в Азербайджане

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи. Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев, ашкенази, появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 годов снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 %. На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 %. В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %.

Введение.

Азербайджанцы, азербайджанские тюрки, иранские тюрки - это всё название одного и того же современного тюркского народа Азербайджана и Ирана
На территории ныне независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза, проживают 10-13 млн. азербайджанцев, которые, кроме Азербайджана, живут также в России, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Туркмении. В 1988-1993 годах в результате агрессии властей Армении около одного миллиона азербайджанцев Южного Закавказья были изгнаны из родных земель.
По мнению некоторых исследователей, азербайджанцы составляют одну третью часть всего населения современного Ирана и занимают по данному показателю второе место в стране после персов. К сожаленью, наука на сегодняшний день не располагает точными данными о численности азербайджанцев, проживающих на территории северного Ирана. Ориентировочно их численность определяется от 30 до 35 миллионов.
На азербайджанском языке говорят также афшары и кызылбаши, живущие в некоторых областях Афганистана. Очень близок к современному азербайджанскому языку язык некоторых тюркских групп южного Ирана, Ирака, Сирии, Турции и Балкан.
По ориентировочным подсчетам исследователей, сегодня в мире на азербайджанском языке говорят 40-50 млн. человек.
Азербайджанцы вместе с генетически наиболее близкими им анатолийскими турками составляют свыше 60% от общей численности всех современных тюркских народов.
Необходимо отметить, что за последние два столетия по вопросам этногенеза азербайджанцев написаны сотни книг и статей, высказано множество самых разнообразных мыслей, предположений и догадок. Вместе с тем, несмотря на имеющееся разнообразие мнений, все они, в основном, сводятся к двум главным гипотезам.
Сторонники первой гипотезы, считают, что азербайджанцы - это потомки древних этнических групп, населявших в древности западное побережье Каспия и прилегающие территории (здесь чаще всего называют ираноязычных мидийцев и атропатенцев, а также кавказоязычных албанцев), которые в средние века были «отуречены» пришлыми тюркскими племенами. В советские годы эта гипотеза происхождения азербайджанцев в историко-этногрфической литературе стала традицией. Особенно рьяно эту гипотезу защищали Играр Алиев, Зия Буниятов, Фарида Мамедова, А.П.Новосельцев, С.А.Токарев, В.П. Алексеев и др., хотя за аргументацией почти во всех случаях эти авторы отсылали читателей к сочинениям Геродота и Страбона. Проникнув в ряд обобщающих изданий (трехтомник «История Азербайджана»), мидийско-атропатено-албанская концепция этноге¬неза азербайджанцев стала одной из распространенных поло¬жений советской исторической науки. Археологические, лингвистические, этнографические источники в сочинениях вышеуказанных авторов практически отсутствовали. В лучшем случае в качестве доказательства иногда рассматривались топонимы и этнонимы, указанные в сочинениях античных авторов. Наиболее агрессивно в Азербайджане эту гипотезу отстаивал Играр Алиев. Хотя время от времени он высказывал диаметрально противоположные взгляды и идеи.
Например, в 1956 году в книге «Мидия - древнейшее государство на территории Азербайджана» он пишет: «Считать мидийский язык безусловно иранским по крайней мере несерьезно».(1956, стр 84)
В «Истории Азербайджана»(1995) он уже заявляет: «Имеющийся в настоящее время в нашем распоряжении мидийский языковой материал, достаточен чтобы распознать в нем иранский язык». (1995, 119))
Играр Алиев (1989): «Большинство наших источников, Атропатену действительно считают частью Мидии и в частности такой осведомленный автор как Страбон».(1989, стр.25)
Играр Алиев (1990): «Верить Страбону можно не всегда: «География его содержит немало противоречивого…Географ делал различного рода несправедливые и легковерные обобщения».(1990, стр. 26)
Играр Алиев (1956): «Не стоит особенно доверяться грекам, сообщившим, что мидянин и перс в разговоре понимали друг друга». (1956, стр.83)
Играр Алиев (1995): «Уже сообщения античных авторов определенно свидетельствуют о том, что в древности персов и мидян называли ариями». (1995, стр. 119)
Играр Алиев (1956): «Признание в мидянах иранцев есть, несомненно, плод тенденциозной однобокости и научной схематичности индоевропейской миграционной теории». (1956, стр.76)
Играр Алиев (1995): «Несмотря на отсутствие связанных текстов на мидийском языке, мы, теперь опираясь на значительный ономастический материал и другие данные, мы можем с полным основанием говорить о мидийском языке и отнести этот язык к северо-западной группе иранской семьи». (1995, стр.119)
Можно привести ещё с десяток подобных противоречивых высказываний Играра Алиева, человека около 40 лет возглавляющего историческую наук Азербайджана. (Гумбатов, 1998, стр.6-10)
Сторонники второй гипотезы доказывают, что предками азербайджанцев являются древние тюрки, которые с незапамятных времён живут на данной территории, и все пришлые тюрки, естественно, смешивались с местными тюрками, живущими с древних времен на территории юго-западного Прикаспия и Южного Кавказа. Существование различных или даже взаимоисключающих гипотез по спорной проблеме само по себе, конечно, вполне допустимо, но, по мнению известных учёных Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского, как правило, часть из этих гипотез, если не большинство, не сопровождается историко-лингвистическими доказательствами. (1)
Однако, сторонники второй гипотезы также как и сторонники первой гипотезы для доказательства автохтонности азербайджанцев в основном опираются на топонимы и этнонимы, упомянутые в трудах античных и средневековых авторов.
Например, ярый сторонник второй гипотезы Г.Гейбуллаев пишет: «В античных, среднеперсидских, раннесредневековых армянских, грузинских и арабских источниках в связи с историческими событиями на территории Албании упоминаются многочисленные топонимы. Наши изыскания показали, что подавляющее большинство их являются древнетюркскими. Это служит наглядным аргументом в пользу нашей концепции о тюркоязычности албанского этноса Албании раннего средневековья…К древнейшим тюркским топонимам можно отнести некоторые топонимы в Албании, упоминаемые в труде греческого географа Птолемея (II в.) - 29 населенных пунктов и 5 рек. Некоторые из них являются тюркскими: Алам, Гангара, Деглана, Иобула, Кайси и др. Следует учесть, что эти топонимы дошли до нас в искаженной форме, а некоторые имеют написание на древнегреческом языке, часть звуков которого не совпадает с тюркскими языками.
Топоним Алам можно отождествить со средневековым топонимом Улам - названием места впадения Иори в р. Алазань в бывшем Самухе в северо-восточной Албании, который в настоящее время называется Дар-Доггаз (от азерб. дар «теснина» и доггаз «проход»). Слово улам в значении «проход» (ср. современное значение слова доггаз «проход») до сих пор сохранилось в азербайджанских диалектах и восходит, несомненно, к тюрскому олом, олам, олум, «брод», «переправа». С этим словом связано и название горы Эскилюм (Зангеланский р-н) - от тюркского эски «старый», «древний» и улюм (от олом) «проход».
Птолемей в устье реки Куры указывает пункт Гангар, что, вероятно, является фонетической формой топонима Сангар. В древности в Азербайджане было два пункта, именовавшихся Сангар, один- у слияния рек Куры и Аракса и второй - у слияния рек Иори и Алазани; Трудно сказать, какой из указанных топонимов относится к древнему Гангару. Что касается лингвистического объяснения происхождения топонима Сангар, то он восходит к древнетюркскому сангар «мыс», «угол». Топоним Иобула, вероятно, является древнейшим, но искаженным названием Белоканы в северо-западном Азербайджане, в котором нетрудно выделить компоненты Иобула и «кан». В источнике VII века этот топоним отмечен в форме Балакан и Ибалакан, которую можно считать связующей между Иобула Птолемея и современными Белоканами. Этот топоним образовался от древнетюркского бел «холм» соединительной фонемы а и кан «лес» или же суффикса ган. Топоним Деглана можно связать с позднейшим Су-Дагылан в районе Мингечаура - от азерб. су «вода» и дагылан «развалившийся». Гидроним Кайси, возможно, является фонетическим образованием от койсу «синяя вода»; заметим, что современное название Геокчай означает «синяя река». (Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев, т.1 – Баку: 1991. – стр.239-240).
Подобные «доказательства» автохтонности древних тюрков фактически являются антидоказательствами. К сожаленью, 90% трудов азербайджанских историков построены на подобном этимологическом анализе топонимов и этнонимов.
Однако большинство современных ученых считают, что этимологический анализ топонимов не может помочь в решении этногенетических проблем, так как топонимика меняется со сменой населения
Так, например, по мнению Л.Клейна: «Топонимику народ оставляет не там, где он больше или изначально жил. От народа остается топонимика там, где его предшественники полностью и быстро сметены, не успев передать свою топонимику пришельцам, где возникает много новых урочищ, требующих названия, и где этот пришлый народ живет до сих пор или преемственность не нарушена потом радикальной и быстрой сменой населения".
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что проблема происхождения отдельных народов (этносов) должна решаться на основе комплексного подхода, то есть общими усилиями историков, лингвистов, археологов и представителей других смежных дисциплин.
Прежде чем перейти к комплексному рассмотрению интересующей нас проблемы, хотелось бы остановиться на некоторых фактах, имеющих непосредственное отношение к нашей теме.
В первую очередь, это касается, так называемого «мидийского наследства» в этногенезе азербайджанцев.
Как известно, одним из авторов рассматриваемой нами первой гипотезы является главный советский специалист по древним языкам И.М.Дьяконов.
За последние полвека во всех работах о происхождении азербайджанцев имеются ссылки на книгу И.М.Дьяконова «История Мидии». В частности для большинства исследователей ключевым моментом в этой книге было указание И.М.Дьяконова о том, что «нет сомнения, что в сложном, многостороннем и длительном процессе сложения азербайджанской нации мидийский этнический элемент сыграл очень важную, в известные исторические периоды – ведущую роль».(3)
И вдруг в 1995 году И.М.Дьяконов высказывает совершенно иной взгляд на этногенез азербайджанцев.
В «Книге воспоминаний» (1995) И.М. Дьяконов пишет: «я, по совету ученика моего брата Миши, Лени Бретаницкого, подрядился написать для Азербайджана «Историю Мидии». Все тогда искали предков познатнее и подревнее, и азербайджанцы надеялись, что мидяне – их древние предки. Коллектив Института истории Азербайджана представлял собой хороший паноптикум. С социальным происхождением и партийностью у всех было все в порядке (или так считалось); кое-кто мог объясниться по-персидски, но в основном они были заняты взаимным поеданием. К науке большинство сотрудников института имело довольно косвенное отношение... Доказать азербайджанцам, что мидяне – их предки, я не смог, потому что это все-таки не так. Но «Историю Мидии» написал – большой, толстый, подробно аргументированный том». (4)
Можно предположить, что известного учёного эта проблема мучила всю жизнь.
Необходимо отметить, что проблема происхождения мидийцев до сих пор считается не решенной. Видимо поэтому в 2001 году европейские востоковеды решили собраться вместе и наконец-то общими усилиями решить эту проблему.
Вот, что об этом пишут известные российские востоковеды Медведская И.Н. и Дандамаев М.А: «противоречивая эволюция наших знаний о Мидии нашла обстоятельное отражение на конференции под названием «Продолжение империи (?): Ассирия, Мидия и Персия», проведенной в рамках программы сотрудничества между университетами Падуи, Инсбрука и Мюнхена в 2001 г. доклады которой опубликованы в рецензируемом томе. В нем преобладают статьи, авторы которых считают, что Мидийского царства по существу не было…, что описание Геродотом мидийцев как огромного этноса со столицей в Экбатанах не подтверждается ни письменными, ни археологическими источниками (однако добавим от себя, и не опровергаются ими)». (5)
Необходимо отметить, что в постсоветское время большинство авторов этногенетических исследований при написании очередной книги никак не могут отмахнуться от весьма неприятного фактора под названием «Шнирельман».
Дело в том, что этот господин считает своим долгом в менторском тоне «критиковать» всех авторов книг по этногенезу, издаваемых на постсоветском пространстве («Мифы диаспоры», «Хазарский миф», «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», «Патриотическое воспитание»: этнические конфликты и школьные учебники» и др.).
Так, например, В. Шнирельман в статье «Мифы диаспоры» пишет, что многие тюркоязычные ученые (лингвисты, историки, археологи): « в течение последних 20–30 лет со все большим жаром пытались, вопреки прочно установленным фактам, доказать древность тюркских языков в степной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Закавказье и даже в ряде районов Ирана». (6)
О предках современных тюркских народов В. Шнирельман пишет следующее: «выйдя на историческую сцену как неутомимые колонизаторы, тюрки в течение последних столетий волею судьбы попали в ситуацию диаспоры. Это и определило особенности развития у них этногенетической мифологии в течение последнего столетия и, в особенности, в последние десятилетия». (6)
Если в советскую эпоху поручение по разносу не угодных властям авторов и их произведений «спецуполномоченные критики» типа В.Шнирельман очередное задание получали от различных спецслужб, то теперь эти «вольные литературные киллеры» работают, видимо, на тех, кто больше заплатит.
В частности, статью «Мифы диаспоры» господин В. Шнирельман написал за счет средств американского Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.
На чьи средства В. Шнирельман написал антиазербайджанскую книгу «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» выяснить не удалось, однако, тот факт, что его опусы часто публикуют в газете армян России «Еркрамас», говорит о многом.
Не так давно (7 февраля 2013) в этой газете опубликовали новую статью В. Шнирельмана «Ответ моим азербайджанским критикам». Эта статья по тону и содержанию ничем не отличается от предыдущих писанин этого автора (7)
Между тем издательство ИКЦ «Академкнига», выпустившее в свет книгу «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», утверждает, что в нем «приведены фундаментальные исследования проблем этничности Закавказья. Показано, как политизированные версии прошлого становятся важной стороной современных националистических идеологий».
Я так много места не отвел бы господину Шнирельману, если бы он в «Ответе моим азербайджанским критикам» в очередной раз не коснулся проблемы происхождения азербайджанцев. По словам Шнирельмана ему очень хотелось бы узнать, «почему в течение XX века азербайджанские ученые пять раз сменили образ своих предков. Этот вопрос детально рассматривается в книге («Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» -Г.Г.), но философ (доктор философских наук, профессор Зумруд Кулизаде-автор критического письма В.Шнирельману-Г.Г.) считает эту проблему недостойной своего внимания; она ее просто не замечает». (8)
Вот как описывает В. Шринельман деятельность азербайджанских историков в XX веке: «в соответствии с советской доктриной, проявлявшей особую нетерпимость к «народам-пришельцам», азербайджанцам был остро необходим статус коренного народа, а это требовало доказательства автохтонности происхождения.
Во второй половине 1930-х гг. азербайджанская историческая наука получила задание от первого секретаря ЦК КП Азербайджанской ССР М.Д. Багирова написать историю Азербайджана, которая бы изображала азербайджанский народ автохтонным населением и отрывала бы его от тюркских корней.
К весне 1939 г. первоначальный вариант истории Азербайджана был уже готов и в мае обсужден на научной сессии Отделения истории и философии АН СССР. В нем проводилась мысль о том, что Азербайджан был заселен непрерывно, начиная с каменного века, что по своему развитию местные племена нисколько не отставали от соседей, что они доблестно боролись с непрошеными захватчиками и, даже, несмотря на временные неудачи, всегда сохраняли свой суверенитет. Любопытно, что в этом учебнике еще не придавалось «должного» значения Мидии в развитии азербайджанской государственности, албанская тема почти полностью игнорировалась, а местное население, о каких бы эпохах речь ни шла, называлось исключительно «азербайджанцами».
Тем самым авторы идентифицировали жителей по местообитанию и поэтому не испытывали нужды в специальном обсуждении проблемы формирования азербайджанского народа. Этот труд был фактически первым систематическим изложением истории Азербайджана, подготовленным советскими азербайджанскими учеными. В азербайджанцы было зачислено древнейшее население региона, будто бы мало изменявшееся в течение тысячелетий.
Кем же были древнейшие предки азербайджанцев?
Авторы отождествляли их с «мидянами, каспиями, албанами и другими племенами, жившими на территории Азербайджана около 3000 лет назад».
5 ноября 1940 г. Состоялось заседание Президиума Азербайджанского филиала АН СССР, где «древняя история Азербайджана» была прямо отождествлена с историей Мидии.
Следующая попытка написать историю Азербайджана была сделана в 1945-1946 гг., когда, как мы увидим, Азербайджан жил грезами о близком воссоединении со своими сородичами, находившимися в Иране. В подготовке нового текста «Истории Азербайджана» участвовал практически тот же самый авторский коллектив, дополненный специалистами из Института истории партии, отвечавшими за разделы о недавней истории. В основу нового текста была положена прежняя концепция, согласно которой азербайджанский народ, во-первых, сформировался из древнейшего населения Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана, а во-вторых, хотя и испытывал некоторое влияние со стороны более поздних пришельцев (скифов и др.), оно было незначительным. Новым в этом тексте было стремление еще больше углубить историю азербайджанцев - на этот раз их предками объявлялись создатели культур бронзового века на территории Азербайджана.
Еще более четко задача была сформулирована XVII и XVIII съездами Коммунистической партии Азербайджана, проходившими соответственно в 1949 и 1951 гг. Они призывали азербайджанских историков «разрабатывать такие важные проблемы истории азербайджанского народа, как история Мидии, происхождение азербайджанского народа».
А в следующем году, выступая на XVIII съезде Коммунистической партии Азербайджана, Багиров рисовал тюрков кочевников грабителями и убийцами, которые мало соответствовали образу предков азербайджанского народа.
Эта мысль отчетливо звучала в ходе проходившей в Азербайджане в 1951 г. кампании, направленной против эпоса «Деде Коркут». Ее участники постоянно подчеркивали, что средневековые азербайджанцы были оседлыми жителями, носителями высокой культуры, и не имели ничего общего с дикими кочевниками.
Иными словами, происхождение азербайджанцев от оседлого населения древней Мидии было санкционировано азербайджанскими властями; и ученым оставалось лишь заняться обоснованием этой идеи. Миссия подготовки новой концепции истории Азербайджана была возложена на Институт истории Азербайджанского филиала АН СССР. Теперь основные предки азербайджанцев снова ассоциировались с мидянами, к которым добавлялись албаны, якобы сохранившие традиции древней Мидии после ее завоевания персами. О языке и письменности албанов не говорилось ни слова, равно как и о роли тюркского и иранского языков в эпоху средневековья. А все население, когда-либо жившее на территории Азербайджана, огульно зачислялось в азербайджанцы и противопоставлялось иранцам.
Между тем, никаких научных оснований смешивать раннюю историю Албании и Южного Азербайджана (Атропатены) не имелось. В древности и в раннем средневековье там жили совершенно разные группы населения, не связанные друг с другом ни культурно, ни социально, ни в языковом отношении.
В 1954 г. в Институте истории АН Азербайджана состоялась конференция, осудившая искажения истории, наблюдавшиеся в годы правления Багирова
Историкам было дано задание написать «Историю Азербайджана» заново. Этот трехтомный труд появился в Баку в 1958-1962 гг. Его первый том был посвящен всем ранним этапам истории вплоть до присоединения Азербайджана к России, и в его написании участвовали ведущие специалисты Института истории АН Азербайджанской ССР. Специалистов-археологов среди них не было, хотя том и начинался с эпохи палеолита. С первых же страниц авторы подчеркивали, что Азербайджан был одним из первых очагов человеческой цивилизации, что государственность возникла там еще в глубокой древности, что азербайджанский народ создал высокую самобытную культуру и веками боролся против иноземных завоевателей за независимость и свободу. Северный и Южный Азербайджан рассматривались как единое целое, и присоединение первого к России трактовалось как прогрессивный исторический акт.
Как авторы представляли себе формирование азербайджанского языка?
Они признавали большую роль сельджукского завоевания в XI в., вызвавшего значительный наплыв тюркоязычных кочевников. В то же время они видели в сельджуках инородную силу, обрекавшую местное население на новые
тяготы и лишения. Поэтому авторы подчеркивали борьбу местных народов за независимость и приветствовали распад Сельджукского государства, сделавший возможным восстановление азербайджанской государственности. В то же время они сознавали, что господство сельджуков положило начало широкому распространению тюркского языка, который постепенно снивелировал былые языковые различия между населением Южного и Северного Азербайджана. Население осталось прежним, но сменило язык, - подчеркивали авторы. Тем самым, азербайджанцы обретали статус безусловно коренного населения, хотя и имевшего иноязычных предков. Следовательно, исконная связь с землями Кавказской Албании и Атропатены оказывалась гораздо более значимым фактором, чем язык, хотя авторы и признавали, что установление языковой общности привело к образованию азербайджанской народности.
Рассмотренное издание послужило основой для нового школьного учебника, вышедшего в 1960 г. Все его главы, посвященные истории до конца XIX в., были написаны академиком A.C. Сумбатзаде. В нем еще более четко вырисовывалась тенденция связывать раннюю азербайджанскую государственность с царством Манна и Мидией Атропатеной. Говорилось о ранних тюркских волнах досельджукского времени, хотя и признавалось, что окончательно тюркский язык победил в XI-XII вв. Признавалась и роль тюркского языка в консолидации населения страны, однако подчеркивалась антропологическая, культурная и историческая преемственность, уходившая корнями в глубочайшую местную древность. Этого автору казалось достаточным, и специально вопрос о формировании азербайджанского народа не рассматривался.
До начала 1990-х гг. этот труд сохранял свое значение как основной курс истории Азербайджана, и его главные положения воспринимались как указания и призыв к действию».(10)
Как мы видим, В. Шнирельман считает, что официально одобренная и принятая властями ещё в 60-ые годы XX столетия «пятая» концепция (в нашей книге она рассматривается как первая гипотеза) за пределами Азербайджана до сих пор является доминирующей.
О борьбе сторонников обеих гипотез этногенеза азербайджанцев в последние 25 лет написано много книг и статей. Первое поколение азербайджанских историков, которые начали в 50-70 гг. заниматься проблемами древней и средневековой истории Азербайджана (Зия Буниятов, Играр Алиев, Фарида Мамедова и др.), создали определенную концепцию истории страны, согласно которой тюркизация Азербайджана имела место в 11 веке и именно с этого времени и необходимо говорить о начальном этапе этногенеза азербайджанского народа. Эта концепция нашла отражение не только в изданной в середине 50-х гг. трехтомнике «История Азербайджана», но и советских школьных учебниках. В то же время им противостояла другая группа историков (Махмуд Исмайлов, Сулейман Алияров, Юсиф Юсифов и др.), которые выступали за более глубокое изучение роли тюрок в истории Азербайджана, всячески удревняли факт присутствия тюрок в Азербайджане, полагая, что тюрки – исконно древний народ в регионе. Проблема заключалась в том, что первая группа (т.н. «классики») имела ведущие позиции в Институте истории Академии наук и в основном состояла из числа т.н. «русскоязычных» азербайджанцев, получивших образование в Москве и Ленинграде. Вторая группа имела слабые позиции в академическом Институте истории. В то же время представители второй группы имели сильные позиции в Азербайджанском государственном университете и Азербайджанском государством педагогическом институте, т.е. были очень популярны среди преподавателей и студентов. Историческая наука Азербайджана стала ареной борьбы как внутри страны, так и извне. В первом случае, заметно увеличилось число публикаций представителей второй группы, которые стали издавать статьи о древней истории Азербайджана, по которой, с одной стороны, история появления первых тюрок уходила в далекую древность. С другой стороны, старая концепция о тюркизации страны в XI веке объявлялась неверной и вредной, а ее представители – в лучшем случае объявлялись ретроградами. Борьба двух направлений в исторической науке Азербайджана особенно ярко проявилось в вопросе издания академической 8-томной «Истории Азербайджана». Работа над ней началась еще в середине 70-х годов и к началу 80-х гг. шесть томов (с третьего по восьмой) были уже готовы для издания. Однако проблема заключалась в том, что никак не принимались первый и второй тома, ибо там и развернулась основная борьба двух направлений в азербайджанской историографии из-за проблемы этногенеза азербайджанского народа.
О сложности и остроте конфликта говорит тот факт, что обе группы историков Азербайджана решились на необычный шаг: одновременно издали однотомные «История Азербайджана». И здесь главными были страницы, посвященные этногенезу азербайджанского народа, ибо в остальном никаких различий не было. В итоге, в одной книге утверждается, что впервые тюрки появляются на территории Азербайджана лишь в IV в., тогда как в другом тюрки объявляются автохтонным населением, проживающим здесь по меньшей мере с III тысячелетия до н.э.! В одной книге утверждается, что название страны «Азербайджан» имеет древнеиранские корни и происходит от названия страны «Атропатена». В другой это же самое объясняется как производное от названия древнетюркского племени «ас»! Удивительно, но при этом в обеих книгах речь идет об одних и тех же племенах и народах (саки, массагеты, киммерийцы, кутии, турукки, албаны и др.), но в одном случае они объявляются частью древнеиранского или местной кавказской группы языков, в другом эти же племена объявляются частью древнетюркского мира! Итог: в первой книге ушли в сторону от подробного освещения проблемы этногенеза азербайджанского народа, ограничившись краткой констатацией, что лишь в средние века, в период с IV по XII века шел процесс образования азербайджанского народа на основе прибывавших постоянно в эти столетия различных тюркских племен, смешивавшихся при этом с местными ираноязычными и другими племенами и народами. Во второй книге наоборот, этот вопрос был выделен в особую главу, где традиционная концепция образования азербайджанского народа подверглась критике и указано, что тюрки издревле проживали на территории Азербайджана.
Как мог убедиться читатель, проблема происхождения азербайджанцев пока ещё весьма далека от своего разрешения. К сожалению, ни одна из гипотез происхождения азербайджанцев по сей день, не исследована в полном объеме, то есть в соответствии с требованиями, которые предъявляет современная историческая наука к подобным этногенетическим исследованиям.
К сожаленью нет и достоверных фактов подкрепляющих вышеуказанные гипотезы. До сих пор нет специального археологического исследования, посвященного происхождению азербайджанцев. Мы не знаем, например, чем отличалась материальная культура маннев от культуры мидийцев, луллубеев, хурритов. Или например, чем отличались друг от друга в антропологическом отношении население Атропатены от населения Албании? Или же чем отличался погребения хурритов от погребений каспиев и кутиев? Какие лингвистические особенности языка хурритов, кутиев, каспиев, маннеев сохранились в азербайджанском языке? Не найдя ответ на эти и множество аналогичных вопросов по археологии, лингвистике, антропологии, генетике и другим смежным наукам, мы не сможем решить проблему происхождения азербайджанцев.
Известный российский ученый Л.Клейн пишет: ««Теоретически», «в принципе», можно, конечно, понастроить сколько угодно гипотез, развернутых в любых направлениях. Но это если нет фактов. Факты сковывают. Они ограничивают полосу возможных поисков».(12)
Я надеюсь, что анализ археологических, лингвистических, антропологических, письменных и других материалов, рассмотренных в этой книге и их оценка, даст мне возможность определить истинных предков азербайджанцев.

Литература:

1. Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история М. 1983. стр.101-

2. Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история М. 1983. стр.101-
http://www.biblio.nhat-nam.ru/Sk-Ind.pdf

3. И.М.Дьяконов. История Мидии. От древнейших времен до конца IV в до н.э. М.Л. 1956, стр. 6

4. (И.М. Дьяконов Книга воспоминаний. 1995.

5. Медведская И.Н., Дандамаев М.А. История Мидии в новейшей западной литературе
«Вестник древней истории», No 1, 2006. С. 202-209.
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/midia.htm

6.В.Шнирельман, «Мифы диаспоры».

7. В.А.Шнирельман. Ответ моим азербайджанским критикам.«Еркрамас»,

8. Шнирельман В.А.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.стр.3

9. В.А.Шнирельман. Ответ моим азербайджанским критикам.«Еркрамас»,

10. Шнирельман В.А.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.стр.

11. Клейн Л.С. Трудно быть Клейном: Автобиография в монологах и диалогах. - СПб.:
2010. стр.245

Г.САЛАЕВ

На конец августа 2017 года численность населения Азербайджана составляет 10048090 человек, из них 4974348 человек мужского (49.5%) и 5073742 (50,5%) – женского пола. Население Азербайджана за столетие выросло в 4 раза. Всего же во всех странах мира, включая Азербайджан, по оценке специалистов, проживают около 51 миллиона азербайджанцев.

В 1897 году население Азербайджана составляло 1806,7 тысячи человек, из которых в городах жили 16,89% от общего числа, а к началу войны 1941 года – 3331,8 тысячи и 37,21% – в городах. В годы нефтяного бума ХIХ века резко изменилась демография населения страны. Если в 1859 году в Баку проживали 12191 человек и в основном азербайджанцы, то в 1897 году численность населения города достигла уже 111904 человек, и из них 71591 были переселенцами.

Все население Азербайджана сегодня представляет собой: азербайджанцы, лезгины, армяне, русские. Другие народности, живущие в Азербайджане, это: талыши – 3%, аварцы – 0,6%,турки – 0,4%, татары – 0,3%, украинцы – 0,2%, цахуры – 0,1%, грузины (ингилойцы) – 0,1%, курды – 0,1%, таты – 0,3%, евреи – 0,1%, удины – 0,1%, другие народности – 0,1%.

Ниже предлагается краткий обзор народностей, проживающих на территории сегодняшнего Азербайджана.

Русские

Первые русские поселения на территории Азербайджана появились в 1830 – 50-х годах. Это были сосланные сюда при императоре Николае I и добровольные переселенцы – молокане из Оренбургской губернии в Шемахинском и Лянкяранском уездах, а впоследствии в Баку. Следующая волна миграции русского населения приходится на рубеж XIX – XX веков и связана с развитием нефтяной промышленности Азербайджана.

В 1920-х годах русские наряду с армянами и евреями полностью доминировали в управлении Азербайджаном. Так, в ЦК АзКП летом 1923 года состояло 13 русских, незначительно уступая азербайджанцам, коих было 16 человек. В 1925 году русские составляли 38% азербайджанского партийного аппарата (для сравнения: в Грузии в этот период 73% партаппарата – грузины, в Армении – 93% армяне). В 1960-х годах начался отток русских из Азербайджана, который усилился в 1980-е годы в основном из сельских районов страны.

Распад СССР и конфликт вокруг Нагорного Карабаха привели к очередным массовым этническим миграционным процессам населения Азербайджана. По данным Госкомстата Азербайджана, к началу февраля 1990 года число русских беженцев достигало 70-80 тысяч человек.

В настоящий момент русские продолжают играть заметную роль в жизни Азербайджана. С мая 1993 года в стране действует официально зарегистрированная русская община Азербайджана, успешно работает Российский информационно-культурный центр (РИКЦ). В нем проводятся методические семинары для учителей русского языка, проводятся конференции, “круглые столы”, олимпиады по русскому языку, художественные выставки, встречи с интеллигенцией России и других стран и т.д.

Армяне

По сведениям “Кавказского календаря”, на 1891 год в Баку проживали 24490 армян, при общей численности населения 86611 человек (28,3%). Численность армянского населения в Бакинской губернии “составляла 119526 человек, из коих 42921 человек – в уездах (преимущественно Гейчайском и Шемахинском), и 76605 армян – на территории Бакинского градоначальства” (Кавказский календарь, Тифлис, 1917, с. 182). Общее число армян к 1917 году на территории современного Азербайджана было порядка 450 тысяч человек.

После революции 1917 года в России армяно-азербайджанские столкновения привели к бегству армян из Азербайджана. По всесоюзной переписи 1979 года, в Азербайджанской ССР проживали 6026515 человек, из которых 475486 армян (8%). Спустя 10 лет, в 1989 году их число сократилось на 85000 человек. Армяне составляли основное население НКАО, и районов, непосредственно примыкающих к НКАО и в Баку.

По подсчетам одних экспертов, на основании итогов переписи населения 1989 года, число азербайджанских граждан армянского происхождения в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана составляло 120086 человек, а по итогам переписи населения 2009 года в Азербайджане, за исключением Нагорного Карабаха, их число составило 220 человек. Большинство из них (140) человек проживают в Баку. По другим данным, армян в Баку до 30 тысяч человек.

Грузины (ингилойцы) – одна из древнейших этнических групп Азербайджана, в настоящее время проживает в Гахском, Загатальском и Балакенском районах. Современный ингилойский язык – это восточный диалект грузинского языка. Примерно три четверти ингилойцев – мусульмане (сунниты), остальные – христиане православного толка. Ингилойцы появились в Азербайджане во второй половине XIX века в результате проводимой ассимиляционной политики христианизации и грузинизации населения региона.

Немцы

Переселение немцев, в основном из Швабии, в Азербайджан происходило в 1819 году. Они основали две колонии: Еленендорф и Анненфельд (ныне это города Гейгель и Шамкир). Большинство немцев были крестьянами. В 1886 году 1717 немцев проживали в Баку, внося свою лепту в социально-экономическую структуру города того периода. Накануне Первой мировой войны численность немцев в Баку составляла 5452 человека. После начала войны произошла первая волна эмиграции немцев из Азербайджана, а в первые годы советской власти – вторая, почти на 50%. Но в дальнейшем их число вновь возросло и достигло к 1931 году в Баку 7275 человек. Волна депортации дошла до немцев нашей страны осенью 1941 года.

Украинцы

Начало появления украинцев на территории современного Азербайджана относится ко времени Персидского похода Петра I (1722-1723 годы). Более всего казаков появилось в данном регионе после ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи. Освоение нефтяных месторождений в конце XIX века вызвало миграцию населения, в том числе и украинского, на территорию нефтеносного Абшеронского полуострова и в сельские районы Азербайджана. В конце XIX века украинская диаспора Азербайджана насчитывала около 30 тысяч человек.

Причина большого притока украинцев на территорию Азербайджана – это Первая мировая война, события 1917 года, гражданская война, голод на Украине (1932-1933 годы), Вторая мировая война. Украинские специалисты принимали участие в строительстве Сумгайытского трубопрокатного комбината, Гянджинского алюминиевого завода, Мингячевирского водохранилища и ГЭС, в прокладке Самур-Девечинского канала, в освоении нефтяных промыслов Каспийского моря. По данным переписи 1989 года, украинцы были четвертой по численности этнической группой Азербайджана, она насчитывала 32,5 тысячи человек. В настоящее время действуют две украинские организации “Украинская община в Азербайджане имени Т.Г.Шевченко” и “Украинский конгресс Азербайджана”.

Поляки

Поляки в Азербайджане появились уже после раздела Польши (1772 год). В это время Россия вела войну на Кавказе, и в качестве вынужденных рекрутов сюда привлекались молодые мужчины из всех оккупированных территорий, в том числе из Польши. В 1813 году в Азербайджан была пригнана партия пленных поляков разбитой армии Наполеона в количестве 10 – 12 тысяч человек. К началу XX века в Закавказье было переселено 17264 человека. Некоторые ссыльные поляки были полностью лишены свободы и содержались под арестом в Загатальской крепости и на острове Наргин. Многие поляки прибывали в Азербайджан по долгу службы, среди них были путешественники – натуралисты, изучавшие флору и фауну Кавказа, и геологи. Они принимали активное участие в жизни бурно развивающегося Баку. В связи с этим интересны следующие факты. В 1889 году только в канцелярии бакинского губернатора работали 10 поляков.

В 1879 – 1894 годах обязанность городского главы исполнял поляк С.И. Деспот-Зенович. Плодотворно работали архитекторы, ученые, инженеры. В конце XIX века поляки занимали второе по численности место после русских. Они были самой образованной нацией. В 1913 году 52,2% всех поляков, живущих в Баку, были служащими города. С установлением советской власти в Азербайджане многие поляки покинули страну. Только после распада СССР у поляков в Баку появилась возможность объединения. В 2002 году образовалась польская община “Полония – Азербайджан”.

Татары

По последним данным переписи населения, в Азербайджане проживают около 30 тыс. татар, основная масса которых сосредоточена в Баку. Еще до революции в Баку сложилась большая прослойка татарской интеллигенции. В годы советской власти татарское население пополнилось за счет бежавших от голода в Поволжье в 20-е годы. В 1989 году был создано Общество татарской культуры “Туган тел”.

Евреи

На протяжении истории на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкенази и грузинские евреи. С 1810 года ашкенази начинают селиться в Баку. В 1835 году, по официальным данным, в Губинском уезде проживали 2774 евреев. По переписи 1897 года в Баку насчитывался 2341 еврея. В период существования Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах в состав правительства входил еврей Евсей Гиндес, занимавший пост министра здравоохранения АДР. Евреи Азербайджана практически никогда не сталкивались с какими-либо проявлениями антисемитизма в стране.

Многие представители еврейской общины Азербайджана принимали и принимают активное участие в политической, культурной, социальной и экономической жизни страны. В настоящее время в Азербайджане действует несколько синагог, функционируют отделение международной еврейской организации “Сохнут”, общество “Азербайджан-Израиль”. Ими, при содействии еврейских общин и посольства Израиля в Баку, проводится множество культурных мероприятий, издается еврейская литература, организовываются различные творческие коллективы. В образовательном центре на 450 ученических мест преподаются основы еврейской культуры.

Горские евреи из Губы

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают горские евреи, но, поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями, живущими в стране с незапамятных времен. Как и на всем постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны. Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году, сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Общая численность горских евреев в мире оценивается в 250000 человек.

Греки

Первые греческие поселения в Азербайджане появились в Карабахе в селе Мехмана, после русско-турецких войн. В 1897 году в Бакинской губернии проживали 278, а в Елизаветпольской – 658 греков. В 1923 году в Азербайджане среди городского населения проживали 1168 греков. В настоящее время в Баку функционирует Культурный центр греков Азербайджана. Число греков насчитывается 535 человек (176 семей), в основном проживающих в Баку, есть также семьи в Сумгайыте, Хачмазе, Губе, Гахе, Гяндже.

Дагестаноязычные (шахдагские) народности

Самым пестрым является национальный состав северной части страны, где наряду с азербайджанцами проживают народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них лезгины, аварцы и цахуры.

Лезгины

По данным переписи населения 1989 года, в Азербайджане проживали 171,4 тысячи лезгин. Они компактно проживают в северо-восточных районах Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказа. Наиболее велика их численность в Гусарском районе, где лезгины составляют 90,7% от всего населения – 73,3 тысячи человек. В соседнем Хачмазском районе живут 26 тысяч лезгин, почти столько же – в Габалинском районе. Значителен процент лезгинского населения также в Губинском, Исмаиллинском и Гейчайском районах. В 2009 году численность лезгин в Азербайджане составила 180,3 тысячи человек.

Аварцы живут в Балакенском и Загатальском районах. По данным же 1999 года, их численность составила 50,9 тысячи человек.

Цахуры – народ, близкородственный лезгинам – живут в Загатальском и Гахском районах. По данным переписи 1989 года, в Азербайджане их было 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тыс. человек.

Есть, однако, и такие народы, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналыгцы, будухцы, удины . Первые три народа проживают в Губинском районе (так называемый Шахдагский ареал). Их родина – высокогорье, однако значительная их часть переселилась на равнину. Это выходцы из горных селений Хыналыг, Будух и Крыз, которые относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа.

Удины живут в селе Нидж Габалинского района. Согласно переписи 2009 года, удинов в Азербайджане было 3800 человек, а всего их (в России, Армении, Казахстане) около 10 тысяч человек. Происхождение удин восходит к древнему албанскому племени утиев. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Еще один дагестанский народ – лакцы – в Азербайджане проживает в основном в крупных городах – Баку и Сумгайыте, места компактного расселения этого народа находятся исключительно в Дагестане.

Отдельного изучения требует вопрос о численности в Азербайджане рутульцев – дагестанского народа, родственного лезгинам. По данным последней советской переписи, рутульцев в Азербайджане было 850 человек. Помимо вышеперечисленных дагестанских народов, в Азербайджане проживает также небольшая группа табасаранов.

Ираноязычные народности – это талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времен.

Талыши

Талыши – народ, являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, имеющий иранское происхождение. Проживают в Лянкяранском, Астаринском, Лерикском и Масаллинском районах, а также в Баку и Сумгайыте. По данным переписи 1999 года, численность талышей составляла 80 тысяч человек.

Курды

Курды проживают в Лачинском и Кяльбаджарском районах, а также в Нахчыванской АР. В 2009 году численность курдов составляла чуть более 6100 человек.

Таты

На территории Абшеронского, Хызынского, Девечинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа – татов. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тысяч человек.

Цыгане (карачи)

До революции 1917 года они проживали в Нахчыване, в Гейчайском и Губинском уездах (2399 человек). До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джабраиле. В Хачмазском районе Азербайджана сохранилось село Карачи.