Новоиерусалимский монастырь контакты. Новый Иерусалим в Истре. Фото. От замысла к конкретным действиям

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Предания связывают с этим местом в храме Гроба Господня два погребения: праотца Адама и первосвященника Мелхиседека - первого царя Иерусалима.

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого - с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.

Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».

Иконы в иконостасе - современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

Камень миропомазания

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания - священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).

Святая Голгофа

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски - Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, - кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.

Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.

В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.

На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.

Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков - царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.

Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса - совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».

От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз - четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.

Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда - житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.

В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII - XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750-1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых - щедрых вкладчиков Воскресенской обители.

Приделы Страстей Господних

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.

Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» - в древнем Иерусалиме, и «зде» - и Иерусалиме Новом.

Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».

Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника - римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.

Третий придел, как написано на фризе иконостаса, - «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:

«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.

Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними - сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, - к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной. Вместе с тем в планировке Успенской церкви сохранена память о событиях Страстной седмицы. В северной стене расположена маленькая «палатка», обозначающая место, где стояла Пресвятая Богородица, когда Её Сына и Господа пригвождали ко Кресту, и Ей Самой оружие пронзило душу (Лк. 2: 35).

С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.

В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя - священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.

В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых - мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.

Гроб Господень

Главная святыня Нового Иерусалима - Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.

Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень - подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Первоначально камень в Иерусалиме был большим - в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя - как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями - пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19-20).

Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15-16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой - это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».

Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея - Господа Иисуса Христа в славе Своей.

Уцелевшее начало надписи имеет духовно-назидательный характер: «Отдадим Образу пообразное, познаим наше достоинство, почтим начало образное, познаем тайны силу и за кого Христос умре». По толкованию аввы Дорофея это означает, что мы, сотворенные по образу Божию, должны почитать свой Первообраз и не бесчестить Его грехами. Ведь Бог, умилосердившись над Своим созданием и образом, «сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни».

«Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Завершается текст исторической «летописью» с уникальной по необычности датировкой. Названо лето от сотворения мира - 7174, и не лето от Рождества Христова, как обычно, а лето от Воскресения Христова - 1632. Прибавив 33 года земной жизни Спасителя, получаем дату создания изразцового пояса: 1665 год.

Центральную часть собора занимает храм Воскресения Христова. Главный алтарь имеет, подобно первообразу, пониженную восточную стену. Она служит основанием для четырех столпов, поддерживающих верхнюю часть апсиды, где сохранилась изразцовая облицовка с композицией «Неопалимая купина».

По периметру храма расположена изразцовая надпись, начинающаяся словами:

«Сказание о церковных таинствах, яко храм убо или церковь мир есть сей, место святое, Божие селение и особный дом молитвы, собрание людей».

Далее поясняется значение престола, который символизирует Иерусалим, и жертвенника, знаменующего Вифлеем. Раскрывается значение просфоры и других богослужебных предметов. В заключение говорится, что следовать «видению Промысла» есть «божественное наслаждение», означающее «торжество достойных».

Надпись выполнена в 1666 году и по технике исполнения сходна с надписью в ротонде Гроба Господня. Ширина фриза - 33 см, высота букв - 23 см.

Текст составлен Патриархом Никоном в поучение богомольцам на основе сочинения преподобного Григория Синаита (†1346). Этот подвижник, имевший учеников и последователей в разных странах восточно-христианского мира, подвизавшийся на Синае и Святом Афоне, посещавший Иерусалим для поклонения Гробу Господню и живший в Константинополе, был для Святейшего Никона великим учителем внутреннего делания и олицетворением духовного единства Вселенского Православия.

Придел святой Марии Магдалины

В XVIII-XIX веках в Воскресенском соборе находились придельные церкви, устроенные благотворителями Нового Иерусалима, среди которых было несколько поколений Дома Романовых. Из этих церквей сохранился только придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, близ места, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина, когда погребали Господа. Церковь была создана в 1801 году императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей Небесной покровительницы. Это один из красивейших приделов храма, оформленный по проекту архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.

Церковь представляет собой небольшой алтарь с притвором, где находились деревянные хоры для пребывания Августейшей семьи во время богослужения. С юга церковь отделялась невысокой сквозной металлической оградой. Алтарная часть в виде полуротонды с колоннами коринфского ордера выполнена из белого каррарского мрамора, украшенного вызолоченной бронзой.

Истру, старинный подмосковный городок, расположившийся в сорока километрах от столицы, часто называют Новым Иерусалимом. Горделивое название! Но в XVII веке оно воспринималось всерьез, да и в наше время говорит о многом.

В 1656 г. патриарх Никон купил село Воскресенское (оно и стало истоком нынешней Истры) с тремя прилегающими деревнями. Тогда же патриарх-реформатор основал здесь Воскресенский монастырь, в котором попытался перевести на русскую землю образ Гроба Господня. По замыслу святейшего, даже местную топонимику поменяли в соответствии с Евангелием. Так начиналась судьба подмосковной Палестины… Холм, на котором заложили монастырь, нарекли Сионом, другой пригорок - Фавором. Реку Истру переименовали в Иордан.

Строительство монастыря началось с размахом: его опекали и патриарх, и царь Алексей Михайлович. Когда государь впервые увидал строящиеся стены и храм с холма, названного Елеонским, он воскликнул: «Новый Иерусалим!».

Но вскоре позиции патриарха Никона пошатнулись. Ему пришлось уехать из Белокаменной, он потерял власть над Церковью, но три монастыря остались в его ведении - в первую очередь - Воскресенский, что на Иордане. Однако через несколько лет, в 1666 г. году, Никона сослали в Ферапонтов монастырь - подалее от подмосковной Палестины. Строительство прервалось.

Возрождение монастыря началось после смерти царя Алексея, когда на престоле утвердился царь Федор Алексеевич, ученик Никона. Этот энергичный, просвещенный государь передал Новому Иерусалиму двадцать монастырей, пожаловал ему новые земли. Снова открылись возможности для продолжения грандиозного проекта. И вот уже громада Воскресенского собора выросла над мощными стенами, и золотые купола заиграли на солнце.

В XIX веке расцвет монастыря связан с деятельностью архимандрита Леонида (Кавелина). Он составил историю монастыря, способствовал строительству гостиниц для паломников, которых вплоть до Первой Мировой было великое множество.

И сегодня мощный купол собора и высокая, пирамидообразная колокольня видны издалека в любую погоду. Многое довелось пережить этим стенам!

В 1919 г. монастырская жизнь в Новом Иерусалима была пресечена. В монастыре учредили музей.

В ноябре 1941-го Истру заняли немецкие войска, наступавшие на Москву. Через полтора месяца захватчикам пришлось отступать - и саперы дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. После взрыва практически полностью разрушилась колокольня. В мастерской архитектора Щусева без промедления началась работа над проектом восстановления шедевра архитектуры. Новое строительство храма началось в 50-е годы и растянулось на десятилетия. Воссоздание исторического облика монастыря продолжается поныне. Сегодня восстановленный монастырь соседствует с музеем и остается центром притяжения для всех любителей старины. Там есть, что посмотреть.

В Воскресенском соборе находится могила основателя монастыря - патриарха Никона. Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребен Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии — архимандрит Герман.

В монастыре действует Историко-архитектурный и художественный музей - один из крупнейших в Подмосковье. Начать знакомство с музеем логично с экспозиции «Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII-XIX вв.». Здесь вы сможете, доверяя собственным глазам, сравнить Воскресенский собор с Иерусалимским храмом Гроба Господня. Не забудьте осмотреть уникальную кипарисовую модель храма Гроба Господня, привезенную в Москву в 1649 г. Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель вдохновляла русских зодчих.

Есть здесь и копия изразцовой печи XVII века из Богоявленской пустыни (скита) Патриарха. И старинные иконы, найденные зимой 1941-го в развалинах храма. На выставке представлены две сохранившиеся иконы на меди середины XVIII века из иконостаса Подземной церкви. Здесь же можно увидеть иконы из иконостаса Голгофской церкви и придела Успения Пресвятой Богородицы

Здесь хранится и диковинное транспортное средство - колесная колымага патриарха Никона.

В зале русской живописи - Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, Н.Г. Чернецов, И.К. Айвазовский, И.К. Саврасов, Л.Н. Пастернак…

Музей хранит богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства... В парковой зоне музея работает экспозиция деревянного зодчества под открытым небом. Здесь туристы могут познакомиться с замечательными примерами быта XIX века - крестьянской избой, часовней, мельницей. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль на берегу реки Истры стоит ветряная мельница, на которой вплоть до 1950-х годов мололи муку.

Из образцов русского зодчества, вошедших в ансамбль монастыря, упомянем несколько:
Подземная церковь Константина и Елены;
Святые ворота с надвратной церковью (построены в 1694—1697);
Трапезная с церковью Рождества Христова (конец XVII века);
Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века).

Новоиерусалимский монастырь, подмосковный город Истра. Поехали на один день. Слева от основного входа в монастырь есть очень удобная большая парковка.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мы оценили, что встали именно туда, когда закончились экскурсии и мы пошли гулять по саду, выход из сада – прямо на парковку.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменные стены монастыря возвышаются на 9 метров, толщина – 3 метра. Башни крепостной стены имеют палестинские названия, кроме Елизаветинской, через нее можно попасть в Гефсиманский сад.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда монастыря – неправильный шестиугольник, а периметр – более километра. Так что территория значительная. Внутри идет обустройство территории, поэтому обойти все постройки не удалось.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда имеет восемь башен, которые названы по воротам в Иерусалиме. Оказывается, башни разделены перекрытиями, и внизу помещения используются для хозяйственных нужд, а верхние этажи это – кельи, в них живут.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вдоль монастырских стен идем к входу

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Башни ограды необычные, какие-то двойные. Причем они все разные при детальном рассмотрение, а кажется – одинаковые. Они увенчаны каменными шатрами, а одна башня – Иноплеменничья заново перекрыта деревянным шатром, так как кренилась вбок.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Показалась надвратная церковь

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Справа находится небольшая выставка пушек и звонница

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход через восточные ворота. Сейчас пока это единственный вход – через трехпролетные Святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Сама надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Нам повезло, мы идем через Святые (Красные) врата, хотя они всегда закрыты, используются для въезда транспорта. Рабочие делают настил, видимо, для транспорта, поэтому мы так свободно проходим:)

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это вид на церковь Входа Господня в Иерусалим с территории монастыря

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вот он – главный храм – Воскресенский. Как видите, ходить по территории невозможно, проход – только к храму и все.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

При входе висят листы с информацией, если хотите экскурсию – звоните. Мы позвонили, нам мило сообщили, что экскурсия будет через 15 минут, объяснили куда подходить.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мой совет – обязательно берите экскурсию, если вы впервые или давно не были. Стоимость на 31 мая 2016 года: взрослые – 250 руб., дети – 100 руб. Нам экскурсию проводила экскурсовод паломнического центра Ирина Анатольевна Алексеева. Замечательно! Огромное ей спасибо, почти 2 часа пролетели незаметно, причем, она готова была еще отвечать на все вопросы и заново пошла показывать, присоединившимся к экскурсии людям, начало нашей экскурсии.

Благоустройство территории

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень долго колокольни не было в этом Новоиерусалимском монастыре, аж с 1941 года, когда немцы, отступая заминировали весь комплекс и колокольня была тоже взорвана, полностью уничтожена.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед воскресенским собором находится церковь Константина и Елены, это подземная церковь, единственная, которая не была разрушена немцами. Вот она – правее – нежно розового цвета. Около нее – захоронения.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень примечательное надгробие А.С. Цуриковой, она была благотворительницей монастыря, жила в XIX веке. Икона Богородицы выполнена по эскизу В.Васнецова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены углублена на 6 метров. По преданию, именно на 6-метровой глубине царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. А искала она его, потому, что он был сброшен с Голгофы в отходную яму и пролежал там 3 века. Да, там нашли еще 2 креста – от разбойников. В самой церкви есть фреска, посвященная этому событию. Об этом чуть позже.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены строилась долго, так как при рытье котлована забил источник, это осложнило работы. Причем вода проступила на том месте, гда по плану (и по преданию) царица Елена нашла Животворящий Крест.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Новоиерусалимский монастырь задуман патриархом Никоном (XVII век). Начало работ 1658 год. Возводится монастырь с Воскресенским храмом, подобным иерусалимскому храму с Гробом Господнем. Никон посылает иеромонаха Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы он привез точные чертежи и планы Воскресенского храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон понимал, что мало кто сможет себе позволить побывать в Иерусалиме. Дорого, да и времени займет несколько лет, это ведь не то, что сейчас. Хотя, первая причина для многих из нас так и осталась актуальной. Поэтому цель Никона и была, чтобы ознакомить русских верующих со священными местами казни, погребения и воскресения Христова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Итак, Воскресенский храм — топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Если планировка довольно точно соответствует прототипу, то внутренняя и внешняя отделка придуманы Никоном, ни на что не похожа, своеобразна.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон задумал украсить храм изразцами.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход в Воскресенский собор, справа белокаменные плиты с резной летописью о строительстве собора. Летопись написана в стихах, причем, если прочесть первые буквы строк текста, то выясним, что летопись писал архимандрит Никанорис, так себя увековечив.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Заходим – справа находится Голгофа, место казни Христа, но храм был закрыт. Поэтому мы сразу же прошли к гробу Господню.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед нами открывается история смерти Иисуса Христа и чудеса, которые потом происходили.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменная часовня, в ней находится главная святыня – Гроб Господень.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня называется кувуклия (опочивальня), она состоит из двух частей – пещеры Гроба Господня и предела Ангела.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Керамические колонки – аркады, здесь, у нас повторяют мраморные колонны, которые в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Входим в часовню с востока, в предел Ангела, там лежит небольшой округлый камень. Это подобие камня, который был отвален от пещеры с Гробом Господня в ночь Воскресения. Сначала камень в Иерусалиме был большим, ведь он закрывал вход в пещеру, но от него стали откалывать части для других храмов, как святыню. Поэтому к XVII веку камень стал таким маленьким. Здесь он немного виден.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Далее через низкий проем попадаем к Гробу Господню, пустому гробу. На нем повязка головная, плащаница и два ангела. При реставрации оставили копоть на своде кувуклии, как напоминание о Великой Отечественной войне, когда храм практически весь был разрушен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Все время идет народ

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня окружена ротондой с шатром.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Красота необыкновенная. Шатер над ротондой

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ротонда, фрески с историческими событиями, все подробно рассказывает экскурсовод

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

В самом начале моего отпуска я отправилась на экскурсию в город Истра Московской области в...

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря был создан Художественно—исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.


В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Колокольня храма Воскресения Христова

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.


Земляная церковь святых Константина и Елены. Находится на глубине 6 метров ниже уровня земли. Мы приехали в монастырь и нам дали 1,5 часа времени для того чтобы могли осмотреться в храме, заказать поминовение родственникам живым и мёртвым, помолиться, поставить свечи. И я (никогда не бывавшая здесь) чудесным образом пришла сразу именно сюда, в храм своей покровительницы Святой равноапольной царицы Елены и её сына Константина.

Кувуклия с приделом Ангела. Здесь находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Икона Божией матери "Радость Всех Ангелов". Её можно увидеть только здесь в храме Воскресения Христова. На ней изображена Богоматерь, которая олицетворяет церковь, а под ней изображен Ново-Иерусалимский монастырь.

Не могу не остановиться на архитектурном украшении храма. Это необыкновенно красиво!

Это изразцы XVII века.

На изразцовых колоннах можно увидеть колос вверху, ниже виноградная гроздь. Всё это имеет религиозный подтекст и было создано именно для храма Воскресения Христова.

Украшения окон так же изразцы и скульптуры херувимов.

Экскурсия очень понравилась, необыкновенно интересный рассказ об истории монастыря, о его создателе Патриархе Никоне. Посмотрели имеющиеся в храме Святыни (их я не фотографировала). Думаю, что обязательно приеду сюда позже.

Вам, мои дорогие читатели, интересной и познавательной информации для души!

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.