Кафедральный собор сан-лоренцо. Собор Сан Лоренцо в Генуе. Италия Генуя собор сан лоренцо

Нет другого такого собора, который бы настолько сильно контрастировал бы со своим городом. И действительно, под ногами — грязные портовые улочки и переулки старой Генуи, а поднимешь глаза — строгая громадина колокольни. Удачно вышло, что кампанилу построили только одну (а не две, как планировали), что придаёт дополнительную какую-то строгость. Но больше всего, конечно же, запоминаются его «зебровые», чёрно-белые полоски.

Итак, генуэзский собор Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо).

Собор Сан-Лоренцо

Его начали строить в 1100 году выписанные французы, но строительство затянулось на три века. Так что сменялись не только мастера и школы, но и архитектурные стили. Такой неповторимый облик собор получил благодаря смешению романики, готики и Ренессанса.

Генуэзцы очень любят свой собор, а потому рассказывают различные истории, граничащие с выдумками. Например, они считают, что Сан-Лоренцо был основан древнеримского храма постройки VI-V веков до нашей эры. А то в свою очередь — на месте римского кладбища. И якобы археологии во время последних раскопок обнаружили какие-то полуразрушенные дохристианские саркофаги.

По первоначальному плану французские мастера начинали строить храм с двумя колокольнями, равными, но более низкими.

Однако в 1477 году было предложено оставить только правую кампанилу, а левую заменить на лоджию. С последней мог бы выступать епископ перед народом. Так и было сделано. Колокольня получилась в 60 метров высотой и на неё повесили семь колоколов. Автор проекта — Пьетро Карлоне. Это самая высокая колокольня во всей Лигурии.

В 1840 году парадную лестницу к фасаду собора украсили львами руки Карло Рубатто.

История одного снаряда

В ходе Второй Мировой войны Италия выступала на стороне фашисткой Германии, и Генуя была атакована британским флотом в 1941 году (операция «Грог»).

В результате ошибки наводчика военного корабля «Малайя» один снарядов угодил в Сан-Лоренцо, хотя изначально никто и не собирался бомбить признанный памятник архитектуры.

Однако снаряд не взорвался, и собор уцелел. Это любимая история генуэзцев про их собор. И они даже знают почему так получилось. Считается, что в сокровищнице собора хранится сам Святой Грааль. И именно он не позволил разрушить свой «ковчег».

Сан-Лоренцо и его Сокровищница

Сокровищница Сан-Лоренцо полна различными артефактами и реликвиями. Их свозили сюда генуэзские купцы со всей Византии и Ближнего Востока, а потом и возвращавшиеся из Палестинских земель крестоносцы.

Поначалу все предметы хранились в трёх шкафах, и каждый мог подойти к ним и рассмотреть. Однако после Второй Мировой войны было решено перенести их в подземные помещения, которые специально для этого переоборудовали.

Итак, это мощи Иоанна Крестителя и Святого Лаврентия, кисти Анны и Иакова Заведеева, локон Богородицы, частица Креста и блюдо, на котором Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя.

Мощи Святого Лаврентия «запрятаны» в серебряной статуе у входа в Сокровищницу. Их можно разглядеть через специальное отверстие и её груди.

Но самой главной реликвией является, конечно же, Святой Грааль.

Сан-Лоренцо и Святой Грааль

Что такое Святой Грааль? По самой распространённой версии это Чаша, так или иначе связанная с Христом. Во-первых, он мог пить из неё во время Тайной Вечери. Во-вторых, из неё один из апостолов мог лить воду на руки Христа. Чаще всего говорят, что в неё Иосиф Аримафейский собрал его кровь после распятия.

Особую популярность Святой Грааль приобрёл с развитием рыцарского романа, точнее его поздней стадии — артуровского цикла. Кретьен де Труа в стихах излагает, как Персиваль, Рыцарь Телеги, видит Святая Святых христианского мира в замке у Короля-Рыбака.

На полпоколения позже французскому поэту вторит уже немецкий минезингер Вольфрам фон Эшенбах. Так слава о Святом Граале расходится по всей Европе.

Хроники Сан-Лоренцо гласят, что Чашу привёз из Крестового похода в Кесарию Гульельмо Эмбрияко в 1098 году. С тех пор она неотлучно хранится в соборе. Да и собор-то выстроили для её хранения.

На просторах интернета можно найти, что какие-то учёные доказали, что хранящаяся в Сокровищнице Сан-Лоренцо чаша была изготовлена только в IX-X веках, а потому никак не может быть Святым Граалем.

Однако местные жители отметают эту информацию. Что, кстати, несложно, ведь не сообщается ни имён учёных, ни даты проверки, ни института, где проводились исследования, ни методы. В общем, разоблачение оказалось ничуть не достовернее разоблачаемого.

Режим работы Сан-Лоренцо

Собор открыт для свободного доступа каждый день с 8-00 до 12-00 и с 15-00 до 19-00. Вход бесплатный. Съёмка без вспышки разрешена.

Сокровищница доступна в те же часы, но закрыта по воскресеньям. Входной билет стоит 8 EUR. Никаких льготных тарифов не существует.

По этому же билету вы сможете посетить и Епархиальный музей, расположенный между Сан-Лоренцо и Старым Дворцом Дожей.

Другие достопримечательности Генуи


Кафедральный собор Сан-Лоренцо является одним из самых больших храмов на территории Генуи, одновременно с этим - кафедрой местного архиепископа. Построен он был в честь святого Лаврентия недалеко от площади Феррари, Герцогского дворца и престижных отелей Генуи .

Адрес: Piazza San Lorenzo, Генуя.

Часы работы: 08:00 – 12:00 и 15:00 –19:00.

Строительство Кафедрального собора Генуи

Работы по возведению собора велись в период с 12 по 14 века, освятили его в 1118 году, хотя здание было только начато. В первой четверти 13 столетия пристроили готические порталы, колонны для нефа соорудили в 14 веке. Спустя много лет после окончания строительства храма, в 16 веке, построили одну из башен по бокам фасада.

Согласно находкам археологов, которые были проведены в месте расположения храма, тут есть кладбище ранних христиан, основанное в эпоху Древнего Рима. Есть легенда, согласно которой в 3 веке недалеко от места собора, остановился святой Лаврентий и папой Сикстом II во время их поездки в Испанию. После их смерти тут возвели капеллу, а потом церковь.

Внешнее оформление здания храма

Экстерьер храма отличается ассиметричным оформлением, по бокам фасада возвышаются две башни, разные по структуре. Изначально предполагалась симметрия, однако левую не закончили, на вершине ее усеченного объема соорудили галерею. В правой колокольне расположено семь колоколов.

Фасад собора украшен три портала, соорудить которые пригласили мастеров из Франции, они выделяются на общем фоне, что свидетельствует о том, что храм хотели превратить готический храм по образу готических соборов во Франции. Одновременно с этим полихромное оформление порталов полностью соответствует архитектурной традиции Генуи.

На центральном портале есть изображение Христа со святым Лаврентием, по бокам находятся рельефы, которые интерпретируют дерево Ессея.

К фасаду здания ведет широкая лестница, бока которой оформлены двумя каменными львами, их изготовил скульптор 19 века Карло Рубатто. Еще два льва возвышаются на центральных кортфорсах, которые разделяют фасад на три части. Эти львы выполнены мастерами школы скульптора Италии, Бенедетто Анталами, который творил на рубеже 12-13 веков.

Еще два романских портала находятся в самом соборе, один из них соорудили в 1130 году на северном фасаде здания, он выполнен в честь святого Иоанна, украшен рельефами в стиле Космати. Второй портал содержит рельефы в пизанском стиле, его построили в 12 веке.

Декор Кафедрального собора изнутри

Интерьер храма украшают нефы, разделенные колоннами, причем сами колонны и их арки изготовили в 13 веке, они заменили романскую конструкцию, пострадавшую в результате землетрясения. Во внутреннем тимпане главного портала находятся фрески византийского мастера 14 века, имя которого неизвестно, они изображают сцены «Вознесения Богоматери» и «Страшного суда».

В левом нефе видна капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 15 веке. Капеллу оформляют статуи известных мастеров Италии 15-16 веков. С правой стороны расположена капелла святого Себастьяна, обрамленная двумя статуями 16 века. Левую капеллу в глубине правого нефа украшают фрески Луки Камбьязо, представителя итальянского маньеризма 16 века.

В правом нефе можно увидеть бомбу, которая пробила крышу собора в феврале 1941 года во время бомбардировки, она тогда не взорвалась. В подземелье находятся сокровища Кафедрального собора.

Прогуливаясь по городу не забудьте посетить и Старый порт Генуи, который является одним из самых больших на территории Средиземноморья.

Площадь Сан-Лоренцо названа в честь собора, который на ней находится. Этот собор один из самых известных в Генуи. Начнем с менее значимых объектов этой площади, а собор оставим на сладенькое.
Встанем спиной к собору и слева от него по адресу улица San Lorenzo, 17 находится один из дворцов города, пока не занесенных в число мирового наследия ЮНЕСКО. Данное здание дворец Fieschi Sinibaldo, построенный в 1618 году. Его величественный фасад сделан в двухцветную полосу с желтыми ставнями. Маски, размещенные над окнами напоминают дворцах города на улице Balbi. Массивная дверь с гербом наверху и двумя скульптурами напоминает о хозяевах дворца.


Теперь перейдем к осмотру собора. Чтобы сфотографировать собор полностью придется уйти в самый дальний угол площади и отсюда сделать снимок. Отсюда и посмотрим на главный фасад собора.
Сначала немного истории. Собор строился в период между 12 и 14 веками. Причем освящен он был в 1118 году, будучи еще недостроенным. В первой четверти 13 века к собору были пристроены готические порталы, а в 14 веке внутрь здания поместили колонны. Кроме того, одна из башен по бокам фасада достраивалась в 16 веке.
Легенда гласит, что в 3 веке неподалеку от места, где возведен собор, останавливались святой Лаврентий с папой Сикстом II во время своего путешествия в Испанию. После их гибели здесь была возведена небольшая капелла, а позже –церковь. Согласно археологическим раскопкам, проведенным в зоне расположения собора, здесь действительно находится кладбище ранних христиан, которое было основано в древнеримскую эпоху.
Фасад украшают три входных группы. Над центральным входом можно видеть изображение Христа со святым Лаврентием. К фасаду подводит широкая лестница, по бокам от которой установлены два каменных льва работы скульптора 19 века Карло Рубатто. Еще двое львов, но в барельефном исполнении, помещены слева и справа от главного входа на выступающих частях стены. Эти львы были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора рубежа 12-13 веков Бенедетто Антелами.
В соборе есть еще два романских портала. Один из них построен около 1130 года на северном фасаде собора, посвящен святому Иоанну и выходит на одноименную площадь. Его украшают рельефы в стиле Космати. Другой портал, содержащий рельефы в пизанском стиле, был построен в середине 12 века и выходит на улицу святого Лаврентия.
Внутрь церкви попасть не удалось, поэтому мимо нас прошел и музей собора. Из интернета получил информацию, что находится музей рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя. Интересен он такими реликвиями, как Мощи святого Иоанна Крестителя. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.
За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.
В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».
Прочитав эту информацию, мы продолжили путь по узким улочкам города.

Если вдруг, находясь во Флоренции, вам захочется посетить место упокоения последнего из рода Медичи, посетите церковь Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo ). И пусть это суровое здание расположено не в самом престижном месте города, и, по сути, является недостроенным, оно, несомненно, заслуживает вашего внимания. Ведь в прошлом базилика Сан-Лоренцо была небольшой фамильной церквушкой великой семьи Медичи. А с архитектурной точки зрения это одна из первых церквей, принадлежащих .

Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это .

В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.

Главным архитектором для работы над базиликой был (Filippo Brunelleschi) . Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.

Так как в ней планировалось устроить усыпальницу для Медичи, то Джованни никогда не жалел средств на финансирование строительства.

Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.

После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо . Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.

В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.

Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.

Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».

Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.

Что посмотреть

Несмотря на внешнюю неприглядность базилики, турист, попадающий внутрь Сан-Лоренцо, вряд ли пожалеет об этом. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Например, стоит отметить бронзовые кафедры работы великого , появившиеся во второй половине 15 века. Внутренний же интерьер завораживает. Ряд колонн различного диаметра, лишенных каких-либо украшений, считается работой архитектора Васаллето. Невозможно обойти вниманием великолепный напольный рисунок, напоминающий ковер с рисунками на церковную тематику.

Старая Сакристия

Внутреннее убранство Старой Сакристии наполнено прекрасными медальонами, люнетами и барельефами авторства Донателло. Там же расположена гробница Джованни и Пьетро Медичи. Внутренняя поверхность купола украшена уникальной фреской. На ней изображено небо с дневным и ночным светилами, а также известные в то время звезды.

Новая Сакристия

В стенах Новой Сакристии хранятся саркофаги двух герцогов Медичи. Гробницы украшены различными аллегорическими скульптурами, выполненными Микеланджело. В центре находится композиция «Мадонна и младенец».

Капелла принцев (Cappella Dei Principi)

Восьмиугольное помещение Капеллы принцевимеет купол второй по величине во Флоренции. Купол украшен фресками, на которых можно увидеть изображения городских гербов Тосканского Герцогства. Роспись склепа, в котором захоронены Медичи, была выполнена в 1826 году Пьетро Бенвенути.

Лаврентьевская библиотека (Biblioteca Laurenziana)

Авторству Буонаротти принадлежит и Лаврентьевская библиотека. Ее строительством мастер занимался с 1524 по 1534 года, по распоряжению папы Климента VII Медичи.


Им же была спроектирована удивительная лестница, в виде течения расплавленной лавы, и внутреннее убранство читального зала. В библиотеке хранится множество книг и исторических рукописей. Первоначальное собрание принадлежало Козимо Старому, а позже было расширенно остальными членами большой семьи Медичи. Библиотеке принадлежат и некоторые бесценные вещи. Например, Библия, датированная 8-м веком н.э. или самая древняя римская энциклопедия (Naturalis Historia).

  • Время работы: ежедневно, кроме понедельника.
  • Стоимость входа: 3,5 евро. Не стоит забывать, что церковь действующая, и в воскресенье можно посетить мессу бесплатно.
  • Несмотря на то, что церковь Святого Лаврентия не самое величественное архитектурное сооружение, к нему ежегодно стремятся потоки туристов со всего мира. И, несомненно, фамильный приход Медичи заслуживает вашего внимания.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Март 12th, 2013

    Кафедральный собор Святого Лаврентия – одна из главных достопримечательностей Генуи , для православных туристов иногда становящаяся главной целью поездки в Италию или паломничества в Лигурию. Но о православных реликвиях – в следующей статье, пока же о самом соборе.

    По существующей легенде, именно здесь, в центре Генуи, был убит и погребён Святой Лаврентий, мало известный на территории России, но широко почитаемый в Италии. Найденные во время раскопок раннехристианские захоронения служат весомым доводом в пользу такой версии. Именно факту гибели на этом месте святого обязан собор своим именем.

    Строительство кафедрального собора Святого Лаврентия началось в XII веке и продолжалось ни много, ни мало целых три столетия. Результат несомненно таких усилий стоил сполна. Фасад выполнялся в основном французскими мастерами и сегодня поражает сплетением светлого и тёмного мрамора и изяществом рельефов и скульптур.

    Над главными воротами можно различить фигуру Христа — Судьи, а снизу – мучения святого Лаврентия , изжаренного, напомню, живьём на железной решётке. Кстати, по одной из версий, падающие в ночь Святого Лаврентия звёзды — ни что иное, как искорки от костра, на котором произошли мучения.

    Собор Святого Лаврентия , как сокровищница, полон картин и фресок известных мастеров различных эпох. Приглушённый свет, к сожалению, не позволяет запечатлеть их и разглядеть мельчайшие детали, но тем больше интриги заключает в себе каждый уголок церкви.

    Для того, чтобы разглядеть в левом нефе капеллу Святого Иоанна Крестителя с ракой, в которой хранятся частички мощей святого, необходимо опустить несколько монеток в урну справа. На залитом светом возвышении капеллы тут же появятся из тени и полумрака статуи пророков по бокам, мраморный балдахин 1541 года и за ним, у самой станы, рака в виде храма с мощами Иоанна Крестителя.

    Справа от капеллы Иоанна Крестителя помещается вход в сокровищницу собора, где хранятся уникальные православные реликвии. О них – речь в следующей статье.

    В правом нефе собора, в затемнённом углу, посетители недоумённо останавливаются около предмета, совсем не свойственного для убранства церкви (хотя что уж там, стоит вспомнить …). А именно, около огромного снаряда времён Второй Мировой. В 44-м Генуя значительно пострадала от бомбардировок британских истребителей. Во время одной из служб в кафедральном соборе Святого Лаврентия бомба проломила крышу и… упала на мраморный пол собора, не разорвавшись. Посчитав случившееся чудом Господнем, а храм – Святым местом, священнослужители решили оставить снаряд как символ силы Божьей.

    В центральном нефе обратите внимание на свод собора с фреской Лаццаро Тавароне, изображающей святого Лаврентия . Не пропустите также красивейший орган, деревянные хоры и статую Мадонны около центрального алтаря.

    На выходе остановитесь на мгновение и поднимите глаза – в тимпане скрыта великолепная фреска начала XIV с Деисусом, где Христос изображён на троне с двумя ангелами по бокам.