Полигоны пво на карте. Капустин Яр (Астраханская область): история полигона Размещение площадок на полигоне капустин яр

· Возрождение полигона Капустин Яр ·

Сегодня, 13 мая, исполняется 70 лет полигону Капустин Яр. О том, как создавался этот сложный испытательный комплекс, кто стоял у истоков, какие работы проводились на нем, корреспонденту НВО рассказал военный историк Владимир Иванович Ивкин. Особый интерес представляют ранее неизвестные факты из истории полигона. Также стоит отметить, что события тех далеких лет, когда создавался полигон, тесно перекликаются с современностью. Сейчас Капустин Яр входит в структуру Вооруженных сил РФ. На нем в наши дни испытывается ракетное вооружение для всех видов и родов вооруженных сил. Это старейший в России ракетный полигон, он является не только колыбелью ракетных войск стратегического назначения, на нем зарождалась наша космонавтика.

ВСТРЕЧАЯ 70-ЛЕТИЕ

В этом юбилейном для Капустина Яра году планируется провести испытания около 160 образцов новых вооружений, в два раза больше, чем в 2015-м. А прошлый год ознаменовался началом тестирования боевых робототехнических комплексов для РВСН. Заблаговременно были проведены работы по модернизации системы передачи данных, создано единое информационное поле полигона. Уже сейчас завершается полная модернизация измерительного комплекса, который вскоре будет работать в автоматическом режиме. Совершенствуются системы испытаний вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Полигон готовится к интенсивной деятельности, связанной с программой перевооружения.

Исследовательские и испытательные работы будут вестись как для нужд Вооруженных сил, так и в интересах других министерств и ведомств. Главный упор сейчас делается на совершенствование ВВСТ, в том числе средств разведки и систем управления высокоточным оружием.

В ДАЛЕКОМ 1945-М

В те дни, когда Красная Армия вошла в пределы Германии, в руки советского командования попали документы о ракетах Фау-2 (индекс А-4). Военно-политическое руководство СССР уже знало о существовании немецкого «оружия возмездия» (немецкая аббревиатура «V» (фау) от слова Vergeltungswaffe, что переводится как «оружие возмездия»), но на этот раз разведке удалось добыть подробные документы. Уровень развития ракетных вооружений в нацистской Германии поражал. Серийное производство Фау-2 велось уже с начала 1944 года, ракета несла боеголовку весом в 1 т на расстояние, превышающее 280 км, и достигала цели с приемлемой точностью.

Американская и британская спецслужбы тоже достаточно давно и пристально вели оперативную разработку этого оружия. В конце войны союзники развернули беспрецедентную по приложению сил и особую важности охоту за специалистами в области ракетостроения.

Агенты разведки США перевернули вверх дном все три оккупационные зоны, которые находились под контролем западных союзников, в поисках специалистов в области проектирования (конструирования) и производства ракет. В результате в Штаты был вывезен главный конструктор Фау-2 Вернер фон Браун и с ним от 300 до 400 специалистов самого высокого уровня.

Американцы получили конструкторскую и проектно-производственную документацию в полном объеме, большое количество комплектующих, топливо, материалы. Кроме того, они захватили около 130 готовых к запуску ракет. Исследовательские работы на полигонах США начались незамедлительно после доставки туда материалов, оборудования, ракет и прибытия специалистов.

Великобритания также смогла захватить некоторое количество готовых ракет, документацию, комплектующие и материалы для их производства, необходимые для начала разработки собственных образцов реактивной техники.

Советской стороне достались крохи от немецкого «ракетного пирога». Повезло, что производственный комплекс Фау-2 в Пенемюнде оказался в советской оккупационной зоне.

Удалось разыскать специалистов среднего и низового звена, главным образом инженеров и квалифицированных рабочих, чей опыт был использован для сборки Фау-2 как на территории Восточной Германии, так и в Советском Союзе.

В 1945 году в СССР была сформирована комиссия по изучению ракетной техники. Эта комиссия пришла к выводу, что работы имеют колоссальный объем и требуют решений на самом высоком правительственном уровне, поскольку придется задействовать ресурсы государства для исполнения этой задачи. Начиная с августа 1945-го советское правительство в срочном порядке приняло четыре важных постановления о развитии ракетной техники в нашей стране. Перед этим было подготовлено постановление Государственного комитета обороны, оно предписывало организацию работ по конструированию и производству ракет. Наркомат боеприпасов обязали наладить производство ракет на твердом топливе, а Наркомату авиационной промышленности предстояло изготовление ракет на жидком топливе.

Но это постановление так и не было принято из-за отсутствия согласования требований промышленных наркоматов (в дальнейшем министерств) по тем техническим условиям, которые выдвигали военные. Армия хотела получить мощное оружие, а промышленность всячески отказывалась от этой внезапно возникшей крайне тяжелой задачи. Нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин , указывая на то, что ракета - не самолет, стремился снять с себя эту задачу.

Он мотивировал свой отказ тем, что ракета хоть и является летательным аппаратом, но весьма специфическим, который ближе по своей конструкции к реактивным снарядам для БМ13, чем к самолетам. А поскольку снаряды для «Катюш» выпускались наркоматом боеприпасов, Шахурин предлагал исполнение задачи по производству ракет полностью возложить на это ведомство.

В марте 1946 года верхний эшелон государственной власти СССР подвергся преобразованию. Наркоматы стали министерствами, наименования которых были изменены. Так, Наркомат минометного вооружения был преобразован в Министерство

сельскохозяйственного машиностроения. Именно этой структуре были переданы все разработки и производственные мощности, связанные с «катюшами», она и продолжила развитие систем залпового огня.

Комиссия о всех необходимых срочных решениях на самом верху сообщала лично Сталину. В докладной записке, подписанной Берией, Маленковым, Булганиным, Устиновым, Яковлевым, переданной генералиссимусу в апреле 1946 года, говорилось о необходимости принятия срочных принципиальных решений по советскому ракетному проекту. В ней пояснялось, что было сделано по ракетной проблематике в довоенное время, во время войны и какие материалы и сведения удалось получить о немецких ракетах Фау-2 (А-4).

ТТХ ФАУ-2

Комиссия предлагала для форсирования проекта сосредоточить все научно-исследовательские, конструкторские, проектные работы и производство ракет в одних руках. Все, что касалось ракет на жидком топливе, передавалось Министерству вооружения, а пороховые ракеты передавались министерству СХ-машиностроения. В том же режиме велись работы по советской атомной программе. Минавиапрому оставили задачу только по созданию реактивно-двигательных установок.

Стоит принять во внимание обстановку, в которой начиналось ракетостроение в СССР. В декабре 1945 года началось «авиационное дело», которое было связано с серьезным отставанием в советской реактивной и дальней авиации от США. Первым по нему был арестован маршал авиации Худяков , его расстреляли в 1950-м.

В феврале 1946 года это дело получило мощное развитие. Репрессированию подверглись многие высшие руководители военного авиапрома и ВВС, среди них были: министр Шахурин, командующий ВВС Новиков, его заместитель Репин, член военного совета Шиманов, начальник ГУ заказов Селезнев и другие.

В одной из записок комиссии, которая поступила в секретариат Сталина 20 апреля, предлагалось в короткий срок, а именно 25 апреля, собрать в кабинете Сталина совещание, посвященное ракетостроению в СССР. На нем были собраны все ответственные лица на самом высшем уровне, по его итогам было принято постановление, давшее импульс для начала развития реактивных вооружений и ракетной программы в стране.

В 1946 году 4 мая состоялся заочный пленум ЦК ВКП(б), на нем приняли решение освободить Георгия Максимилиановича Маленкова от должности секретаря ЦК в связи с провалом в руководстве авиапромом. Сталин назначил его председателем комиссии, ответственной за ракетостроение, дал ему шанс реабилитироваться.

Далее в постановлении этого пленума говорилось о необходимости создания в структуре Министерства Вооруженных сил СССР (которым, совмещая другие должности, лично руководил Сталин) управления реактивного вооружения в составе ГАУ, на него возлагались функции заказчика и контролера работ по производству ракеты А-4 (Фау-2). В рамках того же министерства предписывалось образовать исследовательский институт реактивного вооружения (ныне это 4-й ЦНИИ МО РФ), центральный государственный полигон реактивного вооружения, который должен был стать площадкой для испытаний всех типов ракет в интересах всех ведомств, которые занимались этой программой, и отдельная воинская часть специального назначения, чьей задачей было обслуживание ракет, их испытание и отработка вопросов боевого применения. В финале этого постановления указывалось, что ракетная программа является первостепенной задачей, обязательной для исполнения всеми органами партийного и государственного управления, по сути, это было строгое предупреждение для тех чиновников, кто не проникся серьезностью ракетной программы для обороноспособности страны. Вслед за этим постановлением был издан приказ министра Вооруженных сил о формировании новых структур в составе военного ведомства, как и предписывал пленум ЦК.

Постановление Совета министров СССР № 1017-419сс вышло за подписью председателя Совмина Сталина 13 мая 1946 года. Для исполнений решений советского правительства был создан спецкомитет, на который возлагалась вся ответственность по реализации планов ракетостроения. Сталин своей рукой внес в список фамилию председателя этого комитета, как обычно, синим карандашом, как мы уже знаем, честь была оказана Маленкову.

Межведомственную комиссию, задействованных в ракетной программе наркоматов СССР и ГАУ по изучению и обобщению боевого опыта применения реактивной техники возглавил генерал-майор Лев Гайдуков.

Это тоже было личное решение Сталина, юридически оно было закреплено постановлением ГКО № 9475сс.

В постановлении № 1017-419 также предписывалось для выбора места строительства полигона создать комиссию. Ей поручалось провести обследование возможных районов размещения полигона, эту работу она должна была проделать в сжатые сроки: с 1 июня по 25 августа - и уже к 30 августа доложить результаты генералиссимусу. О сверхважности этого дела говорит уже тот факт, что эту комиссию возглавил первый заместитель министра ВС СССР Булганин.

В указанные сроки комиссия обследовала восемь районов, ни один из которых не подошел для устройства полигона. Было принято решение продолжить работы по поиску необходимой территории, в результате комиссия выбрала для дальнейших изысканий три возможных варианта - один в Южно-Уральском военном округе (в районе города Уральска) и два в Северо-Кавказском военном округе (первый - около Сталинграда, другой - недалеко от города Грозный в Чечне).

Формирование структуры полигона началось еще до выбора места его размещения. Приказом № 0347 от 10 июня 1946 за подписью Булганина начальником полигона был назначен генерал-лейтенант Василий Вознюк , ранее занимавший должность заместителя командующего артиллерией южной группы войск (Австрия).

Его заместителем по испытанию реактивной техники сухопутных войск стал полковник Леонид Поляков, заместителем по испытаниям ракетного вооружения для военно-морских сил назначили полковника Ивана Романова. Заместителем по испытаниям реактивного оружия для армейской авиации стал полковник Николай Митряков, а испытательную группу ВВС возглавил генерал-майор Степан Щербаков. Все вновь назначенные на должности лица приняли активное участие в поиске места дислокации полигона.

В приказе министра ВС СССР № 0019 от 2 сентября 1946 года окончательно утверждалось орг-штатное расписание полигона и его техническое оснащение.

Комиссия с опозданием в один год от намеченных сроков смогла представить результат. Только 26 июля 1947 года вышло постановление Совмина о подготовке первого пуска ракеты А-4 (Фау-2) и по размещению полигона в районе села Капустин Яр (недалеко от Сталинграда, в пределах Астраханской области).

Среди архивных документов есть карты, визированные лично Сталиным, на которых нанесены результаты рекогносцировки территорий, выбранных для устройства полигона.

Причем есть информация и о том, что первоначально место для полигона было выбрано в районе станицы Наурской (Чечня), но этот вариант в результате был отклонен. Приняли во внимание большую плотность населенных пунктов в районе предполагаемого размещения полигона. Кроме того, министр животноводства Алексей Козлов категорически был против такого варианта, поскольку это грозило уничтожением овцеводства в калмыцких степях, где предполагалось создать излетное поле для ракет.

Решение о дате празднования образования полигона Капустин Яр было принято в 1950 году и определено праздновать его «день рождения» 13 мая по дате выхода постановления № 1017-419сс. С этим же документом связано формирование «специальной артиллерийской части, для освоения, подготовки и пуска ракет типа Фау-2». Была создана бригада особого назначения Резерва Верховного Главнокомандования (БОН РВГК). Командование этим соединением было поручено генерал-майору Александру Фёдоровичу Тверецкому.

Официальная дата его формирования «12 июня 1946 года» была определена только в 1952 году. В дальнейшем бригада несколько раз переформировывалась и окончательно, на базе тех соединений, в которые она переходила организационно, была создана 24-я дивизия РВСН, подпавшая под сокращение в 1990 году в связи с подписанием договора между СССР и США о сокращении РСМД.

НАЧАЛО ДОЛГОГО И ТРУДНОГО ПУТИ

Немецкая «Фау-2» использовалась победителями в качестве основы для создания собственных баллистических ракет. Фото из Федерального архива Германии. 1943 г.

В докладной записке, которая поступила в секретариат Сталина в декабре 1946 года за подписью Маленкова, Яковлева, Булганина, Устинова и других, говорилось об окончании работ по сбору и обобщению всего спектра информации и материалов для подготовки производства ракет.

Из части доставшихся СССР сборочных материалов удалось полностью укомплектовать 23 ракеты, и еще 17 оставались недоукомплектованными. Была организована перевозка деталей, материалов, лабораторно-испытательного и производственного оборудования в Советский Союз. Тогда же для продолжения работ, начатых еще в Германии, в СССР прибыли 308 немецких специалистов, которые были распределены между соответствующими министерствами и приступили к работе. Около 100 из них получили направление на 88-й завод (НИИ-88). В дальнейшем их перевезли на остров Городомля, что на озере Селигер, где размещался филиал № 1 НИИ-88. Всего в Союз из Германии для организации проектно-конструкторских работ, производства и испытания ракет было вывезено около 350 немецких специалистов. Из них 13 человек участвовали в первом пуске А-4 на полигоне Капустин Яр. К тому времени работа по ракетной технике уже велась на территории СССР в соответствующих КБ и НИИ. В программе участвовало большинство из тогда существовавших отраслевых министерств и заинтересованные управления, и институты Министерства ВС.

К началу испытаний в Германии была собрана первая партия из 10 ракет А-4 с привлечением немецких специалистов. Другая партия из 13 ракет была собрана в подмосковных Подлипках на 88-м заводе Министерства вооружения.

Организация производства ракет в СССР шла с пробуксовкой. К примеру, в Германии в 1944 году в среднем в месяц выпускалось 345 ракет (4140 в год). В 1945 году: в январе - 700, в феврале - 616, марте - 490. Нашей промышленности выйти на мощность производства ракет Третьего рейха так и не удалось.

Даже завод «Южмаш», крупнейший в послевоенное время (расположен в г. Днепропетровске, УССР , в 1951 году приказом министра ВС СССР заводу было присвоен номер 586 и открытое наименование п/я 186), на уровне планирования имел задачу производить только 2 тыс. ракет в год, но и эта задача не была выполнена.

Кстати, спецкомитет (или комитет № 2) в результате своей работы пришел к выводу, что придется копировать всю сложную германскую структуру производства, иначе ничего не получится. В Третьем рейхе в ней, по кооперации, участвовали заводы, расположенные не только в Германии, но и в Чехии, Словакии и в других странах. В 1946 году была поставлена задача наладить производство Фау-2 полностью из отечественных комплектующих (своеобразная программа импортозамещения), но эта задача не была выполнена ни к 1949, ни к 1950 году. Еще в 1947 году Сталин отстранил Маленкова от курирования ракетной программы из-за неспособности руководить этой сложной проблемой, его место занял Булганин.

В 1948 году было произведено первое испытание ракеты Р-1, которая была собрана не полностью, но в основном из отечественных комплектующих. Основная проблема была в том, что отечественная химическая промышленность не могла производить резинотехнические изделия: трубы, прокладки, манжеты и другие комплектующие нужной прочности. С этой загвоздкой удалось справиться только в 1950 году. Следующую ракету Р-2 производили уже полностью из своих материалов.

ПОЛИГОН

Впервые личный состав начал прибывать в Капустин Яр только в августе 1947 года. В сентябре прибыли два эшелона. Один пришел из Германии (со специальным ракетным и телеметрическим оборудованием), другой - из Подлипок с материалами и техникой для устройства полигона.

Строительство полигона стартовало 20 августа 1947 года. Работали не покладая рук. «Отец-основатель» и бессменный начальник полигона на протяжении последующих 27 лет Василий Вознюк говорил так: «У нас на полигоне 8-часовой рабочий день: восемь часов до обеда и восемь - после». В первую очередь возводились: испытательный комплекс, пусковые площадки. Спешно создавалась система наблюдения за траекторией полета ракет.

Люди сначала жили в палатках, вагончиках и землянках. За два месяца к исходу сентября были построены необходимые объекты для начала испытаний: стартовая позиция с бункером, монтажно-испытательный корпус, топливный склад, мост, шоссе, 20 км железнодорожных путей (от Сталинграда до Капустина Яра), штаб и другие служебные здания. В то же время размечались и ограждались поля падения ракет, устанавливались измерительные пункты для наблюдения за траекторией полета, объем работ был огромен. Когда объекты полигона первой очереди были возведены, началось строительство жилых сборно-щитовых домов.

О готовности полигона к началу испытаний генерал лейтенант Вознюк доложил в Москву 1 октября 1947 года. Через две недели (14 октября) в Капустин Яр прибыла группа конструкторов во главе с Королевым (для руководства первым стартом) и была доставлена первая партия ракет А-4.

И уже 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени был произведен первый в Советском Союзе пуск баллистической ракеты . Параметры ее полета были следующими: наибольшее возвышение - 86 км, дальность полета - 274 км, уклонение от директрисы полета - 30 км (влево). По заключению специальной комиссии первый пуск прошел успешно.

Первая советская баллистическая ракета Р-1 была запущена 10 октября 1948 года. Этот старт открыл ракетно-космическую эру нашего отечества.

В дальнейшем советские конструкторы, получив значительно меньше материалов и документов о немецких ракетах, чем американцы, в кротчайшие сроки сумели обогнать своих заокеанских коллег как в деле ракетостроения, так и в освоении околоземного космоса.

В период с 1947 по 1957 год Капустин Яр был единственным полигоном в СССР, где испытывались баллистические ракеты. На нем проведены испытания большинства типов ракет от Р-1 до Р-14, «Буря», РСД-10, «Скад», множество других ракет малой и средней дальности, крылатых ракет и комплексов ПВО.

Система испытаний и подготовки ракет к старту, которую разработали в то время, используется до сих пор. Тогда же было определено, что проведение отдельных испытаний промышленностью и военными нецелесообразно, эти процессы решили объединить.

В начале 1950-х годов помимо активной программы запусков ракет шло развитие и становление испытательной базы полигона, возводились новые технические и стартовые комплексы. 20 февраля 1956 года на полигоне состоялись испытания ракетно-ядерного оружия. Стартовавшая отсюда ракета Р-5 была оснащена ядерной боеголовкой и доставила ее в астраханскую степь, где в пустынной местности и прогремел ядерный взрыв.

В дальнейшем здесь еще не раз проводили испытания новых межконтинентальных баллистических ракет.

По открытым сегодня данным, начиная с 50-х годов прошлого века, на полигоне Капустин Яр было осуществлено как минимум 11 ядерных испытаний (ядерные взрывы осуществлялись на высоте от 300 м. до 5,5 км.), а суммарная мощность взорванных устройств равнялась примерно 65 атомным бомбам, которые были сброшены на Хиросиму.

КОСМОДРОМ

В конце 1949-го на полигоне Капустин Яр совместная группа Академии артиллерийских наук Министерства ВС и института авиационной медицины под общим руководством генерал-лейтенанта А.А. Благонравова начала подготовку к проведению перспективных научно-исследовательских работ, в плане которых были предусмотрены опыты, определяющие возможность запуска в космос и возвращения обратно животных.

На первом этапе решили провести восемь пусков ракет с биологическими материалами на борту. Опыты проводили на собаках, крысах, мухах-дрозофилах и в дальнейшем на обезьянах. Таким образом началась подготовка к пилотируемым космическим полетам. Председатель комиссии по пускам ракет Анатолий Благонравов 4 сентября 1951 года рапортовал в Москву о том, что в период с 22 июля по 3 сентября было осуществлено шесть вертикальных пусков ракет Р-1В на высоту до 100 км.

Технические характеристики Р-1В

Стартовая масса

Вес незаправленной ракеты

Тяга двигателя

Удельный импульс

Время работы

Компоненты топлива

Масса топлива

Масса полезного груза

Масса спасаемой головной части

Масса спасаемого контейнера ГеоФИАН

Масса спасаемого корпуса ракеты

Длина (полная)

Диаметр корпуса

Максимальный диаметр

Размах стабилизаторов

Скорость в момент выключения двигателя

Высота подъёма

Подготовка и осуществление этих испытаний проходили при участии физического, геофизического институтов АН, Государственного оптического института Министерства вооружений, Министерства легкой промышленности и НИИ авиационных материалов. Ракеты и комплексы выводимых в космос аппаратов свое предназначение выполнили. Получен ряд данных о состоянии первичного космического излучения и о процессах взаимодействия первичных космических частиц, произведено измерение атмосферного давления на высотах до 100 км, определен состав воздуха на высотах 70-80 км, данные о скорости и направлении движения слоев атмосферы на высотах до 80 км, проведены испытания модели крыла на больших высотах и там же была определена сила трения при сверхзвуковой скорости.

В том же документе сообщалось: «Доказана выживаемость животных на высотах до 100 км, без нарушения физиологических функций, в четырех случаях из шести подопытные животные доставлены на землю без всяких повреждений». Первыми собаками-космонавтами, вернувшимися живыми из космоса, были Дезик и Цыган .

В дальнейшем Сергей Королев раздавал их потомство своим знакомым.

Десятилетием позже, в 1962 году ракету Р-12 решили использовать как носитель космических аппаратов, выводимых на низкие орбиты. 16 марта 1962 года был осуществлен вывод на орбиту Земли первого малого исследовательского спутника «Космос-1». Запуск спутника «Интеркосмос-1» состоялся 14 октября 1969 года.

Капустин Яр использовался как место старта спутников по международной программе «Интеркосмос» вплоть до 1988 года. Параллельно с него запускались космические аппараты военного и народно-хозяйственного назначения. Но в сообщениях о запусках в печати и в официальных документах Капустин Яр никогда не называли космодромом. Также никогда не освещалось предназначение спутников. Просто информировалось, что запущен очередной спутник «космос» с таким-то порядковым номером. Только специалисты отличали метеорологические, теле- или радиотрансляционные от космических аппаратов разведки.

Полевая академия ракетных войск

Капустин Яр используется с первых своих дней по настоящее время не только как полигон, но и как учебный центр. Его по праву называют полевой академией для ракетчиков. Получить допуск для несения боевой службы можно только там. Подразделение приезжает на Капустин Яр, получает технику от промышленности, производит комплексные проверки этой техники, сдает зачет на допуск к самостоятельной работе с ней. И в конце процесса проводит учено-боевой пуск и только после этого вводится в боевой состав ракетных войск. Все выпускники военных училищ проходили войсковую стажировку и подготовку в Капустином Яре.

Большое внимание уделялось разработке нормативных документов на базе обобщенного опыта, полученного на полигоне. Наставление по проведению пуска ракет, наставление по совершению маршей, по эксплуатации техники в сложных климатических условиях зимы и лета - все это отрабатывалось в Капустином Яре. Великолепным результатам такой работы способствует весь уникальный комплекс: Капустин Яр - Балхаш.

ХРОНИКИ КАПУСТИНА ЯРА


К середине 50-х годов инфраструктура Капустина Яр удовлетворяла возложенным на него задачам. В дальнейшем с расширением объема этих задач совершенствовался и сам полигон. В 1959 году 12 декабря был сделан первый пуск ракеты Р-17. Испытанные на нем в те годы ракеты Р-12 и Р-14 сыграли свою роль в Карибском кризисе. В 1962 году по решению советского руководства в ходе операции «Анадырь» на Кубу были доставлены 36 ракет Р-12 и 24 ракеты Р14.

После этих событий американцы умерили свою спесь и перешли от агрессивных действий против СССР к диалогу. Более того, был проложен телефонный кабель от Белого дома до Кремля для экстренной связи.

В 60-е там проходили испытания ракет РТ-1, РТ-2, РТ-15, комплекса ТЕМП. Проводились пуски ракет-мишеней для испытаний ПРО А-35 на полигоне Сары Шаган.

Тактико-технические характеристики Темп-2С

В 70-е годы проводилось испытание РСД-10. Но основное внимание было сосредоточено на ракетах оперативно-тактического назначения: «Луна», «Точка», «Вулкан». Так же испытывались отдельные элементы МБР, в первую очередь для определения их аэродинамических и баллистических характеристик.

В 1988 году на полигоне осуществлялась ликвидация твердотопливных ракет РСД-10 в соответствии с договором о сокращении РСМД, подписанным годом ранее между СССР и США. Работы проводились под контролем американских инспекторов.

Тактико-технические характеристики РСД-10 “ Пионер “

Подвижный грунтовый ракетный комплекс "Пионер"

Разработчик

Главный конструктор

А.Д. Надирадзе

Изготовитель ракеты

Воткинский МЗ

SS-20 Saber Mod 1&2

Наименование по РСМД

Тип комплекса

Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения

Состояние

Ракета "15Ж45"

Дальность стрельбы, км

Точность стрельбы (КВО), км

0,55 (предельное отклонение - 1,3)

Моноблочная термоядерная (на испытаниях - вариант 1)

РГЧ с тремя боевыми блоками ИН (вариант 2)

Мощность заряда (вариант 1), Мт

Мощность заряда (вариант 2), Мт

Вес ГЧ, кг

Система управления

Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ

Разработчик системы управления

Главный конструктор системы управления

Н.А. Пилюгин

Рулевые приводы

Гидравлические

Разработчик рулевых приводов

Органы управления на 1 ступени

Газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы

Органы управления на 2 ступени

По тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором

Тип старта

"Миномётный" из ТПК

Число ступеней

Полная длина ракеты, м

Длина ракеты без головной части, м

Длина ракеты в ТПК, м

Максимальный диаметр корпуса, м

Стартовый вес, т

Вес ракеты в ТПК, т

Смесевое твёрдое

Первая ступень

Полная длина первой ступени, м

Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м

Вес ступени, кг

Двигатель

Однокамерный РДТТ

Разработчик двигателя

НПО "Союз" (Люберцы)

Главный конструктор двигателя

Б.П. Жуков

Число сопел

Время работы, с

Вторая ступень

Полная длина второй ступени, м

Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м

Вес ступени, кг

Двигатель

Однокамерный РДТТ

Разработчик двигателя

НПО "Союз" (Люберцы)

Главный конструктор двигателя

Б.П. Жуков

Число сопел

Боевая ступень

Число боевых блоков

Двигательная установка

четыре РДТТ

Боевой блок

Полная длина боевого блока, м

Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м

Радиус закругления наконечника

Пусковая установка

Грунтовая подвижная

Разработчик

ЦКБ "Титан"

Изготовитель

завод "Баррикады"

Главный конструктор

В.П. Бармин

Ширина, м

Высота, м

Число ракет на пусковой установке

Тип привода подъёма ТПК с ракетой

Гидравлический

Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой

Радиус разворота, м

Экипаж, чел

Транспортно-погрузочное средство (ТПС)

Разработчик

ЦКБ "Титан"

Изготовитель

Завод "Баррикады"

Число осей

Полная длина, м

Ширина, м

Высота, м

Двигатель

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Число ракет на ТПС

Экипаж, чел

Этот ПРГК не имел ничего подобного, даже близко, во всём мире.

Стартовые и технические позиции были законсервированы, хотя и оставлены в работоспособном состоянии. В течение последующих 10 лет они не использовались.

В 90-е годы было обвальное сокращение финансирования всех статей ракетного строительства. Руководство полигона билось за каждое свое подразделение, стремясь уберечь их от сокращения. В усеченном виде продолжились испытания, но они носили чисто исследовательский характер, своего рода задел на будущее. Благодаря им в дальнейшем создан ракетный комплекс Тополь-М.

В октябре 1998 года Капустин Яр получил наименование «4-й Государственный центральный межвидовой полигон Министерства обороны Российской Федерации» (4 ГЦМП). В том же году впервые после долгого перерыва с него возобновились запуски ракет для вывода спутников на низкие орбиты. На нем с начала нового века прошли испытания: ЗРС С-400, ракеты РТ-2ПМ комплекса «Тополь», МБР РС-12М «Тополь», РС-26 «Рубеж», ОТРК «Искандер-М».

Сейчас Капустин Яр работает в интересах Сухопутных войск, Воздушно-космических сил, Военно-морского флота и Ракетных войск стратегического назначения.

Отчество от нецерковного мужского личного имени Капуста, нередкого у русских в XV XVI вв. Много примеров в Сл. Тупикова, с 1498 г. Холоп Капуста и др., фамилия (или еще отчество) 1563 г. Утош Андреев сын Капустин. (Н) (Источник: «Словарь русских… … Русские фамилии

КАПУСТИН ЯР, смотри в статье Космодром … Современная энциклопедия

Космодром в Российской Федерации, Архангельская обл. Основан в 1946. С Капустина Яра осуществлены запуски геофизических ракет Вертикаль, искусственных спутников Земли из серий Космос, индийских искусственных спутников Земли Ариабхата и Бхаскара … Большой Энциклопедический словарь

Капустин Г. Г. Григорий Григорьевич (гг. рожд. и смерти неизв.) рус. рудознатец, первооткрыватель Донбасса. Родился в с. Даниловском Костромской губ. С 1715 работал в команде горн. мастера рудознатца Василия Лодыгина, участвовал в горно… … Геологическая энциклопедия

КАПУСТИН ЯР, космодром в Архангельской обл. Осн. в 1946. С Капустина яра осуществляются запуски геофизических ракет, ИСЗ и др. летательных аппаратов. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 1 полигон (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сущ., кол во синонимов: 1 знаменск (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

КАПУСТИН - Михаил Яковлевич (1847 1920), известный гигиенист и общественный деятель. По окончании Медико хирургической академии (1870) работал вначале как участковый земский врач, а затем военным врачом. С 1878 г. посвятил себя изучению гигиены, проводя в… … Большая медицинская энциклопедия

Капустин Яр - КАПУСТИН ЯР, смотри в статье Космодром. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Книги

  • Право Европейского Союза. Учебник для вузов. Гриф МО , Капустин А.Я. , Цель учебника дать представление об основах европейского права как важнейшего инструмента интеграционных процессов, идущих в рамках Европейского Союза, обучить студентов навыкам анализа и… Категория: Учебники: основные Серия: Магистр Издатель: Юрайт ,
  • Chevrolet spark с 2005 года, бензин, руководство по ремонту в цветных фотографиях , Капустин А.В. , Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию, устройство автомобилей Chevrolet Spark с 2005 г. выпуска, оборудованных бензиновыми двигателями рабочим объемом 0, 8 (F8CV;… Категория: Chevrolet Серия: Ремонт без проблем Издатель: Третий Рим ,

Капустин Яр (часто сокращённо Кап-Яр) - ракетный военный полигон в Астраханской области.
Полигон был создан в 1946 году для испытаний первых советских баллистических ракет. Здесь проводились ядерные испытания (минимум 11 ядерных взрывов), взорвано 24 тыс. управляемых ракет, испытано 177 образцов военной техники, уничтожено 619 ракет РСД-10, как говорит нам википедия.
Фактически, это огромный ядерный, а сейчас ракетный полигон, где испытывались и испытаваются все виды ракетного вооружения - авиационные, ПВОшные от С-25 до С-400, баллистические мобильного и шахтного базирования. Отсюда запускали в космос Белку и Стрелку. Есть действующий и сейчас космодром, военный аэродром, заброшенный и разрушенный город Житкур.

Место известное, много упоминается в литературе, космопоиск утверждает, что под Житкуром есть подземное хранилище захваченных НЛО:) Итак, что есть на полигоне на самом деле?

Полигон занимает территорию примерно 70 на 100 км и частично заброшен. На всей территории полигона на удалении некольких километров друг от друга раскиданы воинские части и площадки испытаний, которые называют "точками". Часть точек действующая, часть заброшена, но не разграблена - окна целы, но двери открыты, часть заброшена и разрушена, часть используется для жилья и укрытия скота местными жителями, особенно ближе к границам полигона. Имеется учебный центр, ЖД полигон, площадки-мишени, действующий и брошенный космодромы. Все степи щедро усыпаны головными обтекателями ракет, выгоревшими маршевыми двигателями, катапультными креслами и подобным хламом.

...

Фотки совершенно безобразного качества, извините. Приходилось снимать через тонировку, на скорости и при сильной тряске в те моменты, когда можно было отвлечься от навигации, так что уж что получилось.

Кресло катапульты.

Аэродром.

Какой-то цех. Мачты - молниеотводы?

Обтекатели? Изделия?

Действующий семафор.

ЖД вагоны после каки-то испытаний. Рядом жд ветка и крутая горка.

Скотина на фоне дивизиона ПВО.

Ахтунг минен.

Полигон 200.
Впереди, справа от дороги видна ракета-памятник.

Специалисты могут начинать угадывать разнообразную технику.

...

...

Над нами постоянно что-то летало, но в небе было ничего не видно. В какой-то момент появился самолёт, пролетел над нами, и на горизонте показался разрыв.
"Ебааать" сказал я и подумал, что мишени мы сегодня осматривать не будем.

Кстати, местные на вопрос почему не видно самолёта, отвечали что он летает "в кислороде", т.е. на высоте 15-20 км. Почему в кислороде-то?

Действующий космодром.

-А ща ничего не взлетит?
-А хз:)

...

А так это выглядит из машины:)

Много разнесённых в хлам строений, укрытий, площадок.

Что это? Размер несколько метров, стоит на заброшенной точке.

Подвесы целей, возможно.

Павильон наблюдения.

Колодец с поилкой.

Детали ракет в народном хозяйстве. Очень напомнило Вьетнам и страны Азии, где корпуса и обломки бомб использовали как могли.

А верблюды на закате здесь такие же, как и в любой другой точке планеты.

Многое на пути не получилось снять, старый космодром не нашли. Но тут очень интересно.
Можно ли проехать по полигону аналогичным маршрутом? При хорошей карме, удаче и благоприятных обстоятельствах, пожалуй, можно. Но я вам не советую, и меня попросили передать, что не стоит этого делать:)

ПОЛИГОН КАПУСТИН ЯР

Четвертому Государственному Центральному Краснознаменному ордена Красной Звезды межвидовому полигону Министерства обороны Российской Федерации посвящается

Предисловие

Несправедливо к прославленным полям России относить только Куликово поле, Бородино и Прохоровку. Великих ратных полей значительно больше. Вне всякого сомнения, что к ним должен быть отнесён и полигон "Капустин Яр" - колыбель Ракетных войск.

"По общенациональным усилиям, - писала "Красная звезда", - по жертвам, по духовному напряжению и подвижничеству предшественников, взрыхливших просторы целинного края, по роли в спасении человечества от мирового пожара Капустин Яр и Байконур... являются такими же духовными ценностями, как Кижи, Кремль, Мамаев курган, Севастополь и Куликово поле".

Полигон "Капустин Яр" вступил в 21 век, в новое тысячелетие. Сегодня здесь объективно сошлись интересы Сухопутных войск и Флота, ПВО и ВВС, РВСН и ВКС. Здесь идут уникальные эксперименты, испытываются новые системы, планируются и осуществляются пуски ракет в интересах всех видов и родов войск, разрабатываются десятки исследовательских тем. В учебных центрах готовят специалистов тыла, механиков-водителей известных всему миру "Тополей".

Межвидовой полигон был и остаётся тружеником.

Читатель узнает о создании, становлении и развитии Государственного Центрального Межвидового полигона, сформированного в Астраханской области, о городе, в котором живут испытатели, и о людях, всю свою жизнь посвятивших испытаниям ракетного вооружения.

Государственный Центральный Межвидовой полигон "Капустин Яр"

Центр испытаний ВВТ ПВО ВВС

Войсковая часть 29139 имеет пятидесятилетнюю историю. Она была создана для испытаний системы ПВО Москвы - С-25 "Беркут" 6 июня 1951 года Постановлением Совета Министров СССР № 3389-1425 и приказом командующего артиллерией Советской Армии № 0433. С этой даты ведет свой отсчет эра управляемого оружия ПВО.

Первым командиром части был назначен 45-летний боевой генерал-фронтовик, Герой Советского Союза, гвардии генерал-лейтенант артиллерии Ниловский Сергей Федорович. В городе Знаменске одна из улиц носит его имя.

25 мая 1953 года впервые в мире управляемая зенитная ракета сбила самолёт-мишень (бомбардировщик ТУ-4, аналог американского бомбардировщика Б-29, так называемой "летающей сверхкрепости"). 7 мая 1955 года на заседании Совета обороны система С-25 была принята на вооружение.

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем первопроходцев-испытателей: первых руководителей испытаний и испытателей - Трегуба Я.И., Ананьина В.Н., Мымрина Н.Г., Трофимчука М.И., Легасова П.С., Пенчукова И.М., Лобзу В.Н., Карлецкого Е.С., Крученецкого А.Ф., Демина В.И., Тарасова М.П., Харина К.Н., Краснова И.Д., Пугу Б.С., Жулая В.Ф., Шибалова П.П., Куренскова А.С, первых создателей методологии испытаний зенитных управляемых ракет - Белоцерковского П.С, Бородулина М.Л., Грицака П.К., ВалиеваР.А., КурлановаА.Д., Спиридонова Е.К., Прошлякова Н.И.,Черненко С.К., ШаракшанэА.С, ЕдемскогоВ.А., Пенчукова И.М. Многие из них впоследствии стали крупными учеными. Значительный вклад в последующее совершенствование системы С-25 внесли Бехметьев Н.С., Сорокин В.И., Пивкин Н.И., Дороненко А.А., Паршин Б.В., Гладков В.В., Тимощенко А.Д., Борисов А.В.

Испытания ЗРС С-25 позволили выработать оптимальную испытательную структуру полигона. Стало понятным, что требуется штатное разделение функций инженеров-испытателей, непосредственно связанных с ведением боевой работы в экспериментах, регистрацией данных объективного контроля и оперативной оценкой результатов экспериментов, и инженеров-исследователей, основная работа которых заключалась бы в разработке методологии испытаний, оценке результатов испытаний, разработке и согласовании отчетных документов по результатам испытаний. Реализацией этого видения стало создание в ноябре 1955 года НИЧ-1 (научно-испытательной части) и НИЧ-2 (научно-исследовательской части). Первого июня 1954 года был создан также 10 учебный Центр Войск ПВО страны, который в 1955 году вошёл в состав полигона. Он начал подготовку кадров для эксплуатации ЗРС С-25.

Стрельбовый полигон превратился в научно-исследовательское учреждение, что в 1964 году закрепилось в виде придания войсковой части 29139 статуса 8 научно-исследовательского испытательного полигона. К этому времени были сформированы все необходимые подразделения обеспечения. Например, система связи в 1951 году начинала свое существование с отделения телефонистов. В марте 1952 года была организована служба тыла. Медицинская служба в 1951 году была представлена двумя врачами, фельдшером и санинструктором. Автотракторная служба была организована в 1955 году, а за 4 года до этого была сформирована автомобильная войсковая часть 03077.

История войсковой части 29139 неразрывно связана с возникновением и развитием войск ПВО страны, в состав которых она была включена в августе 1954 года, и с изменениями, происходившими в стратегии и тактике применения средств воздушного нападения. В соответствии с действующей военной доктриной перед войсками ПВО страны ставится задача создания сплошной глубоко эшелонированной ПВО на основных стратегических направлениях удара вероятного противника и создание ПВО основных стратегических объектов. Бросая ретроспективный взгляд в прошлое, мы сегодня понимаем, что вся история войсковой части 29139 неразрывно связана с четырьмя генеральными направлениями развития Войск ПВО страны.

1. Создание для зенитных ракетных войск подвижных зенитных ракетных комплексов и систем малой, средней дальности и дальнего действия.

2. Создание для истребительной авиации истребителей-перехватчиков, авиационных ракетных комплексов перехвата с мощным бортовым вооружением, авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения, способных на больших удалениях вести боевые действия при управлении с пунктов наведения и командных пунктов наземного и воздушного базирования.

3. Создание для радиотехнических войск радиолокационных станций и комплексов с различным функциональным назначением. Это станции дежурного режима для разведки воздушного противника, по информации которых осуществляется перевод средств ПВО в повышенные степени боевой готовности и принимается решение на уничтожение воздушного противника, станции боевого режима для получения боевой информации, по которой осуществляется управление огневыми средствами, в том числе РЛС малых высот, РЛС средних и больших высот, наконец, специальные РЛС для решения отдельных специфических задач.

4. Создание комплексов средств автоматизации управления зенитных ракетных дивизионов, полков и бригад, пунктов наведения и истребительных авиационных полков, радиотехнических рот, батальонов и бригад, командных пунктов дивизий и корпусов ПВО, а также автоматизированных систем управления, объединяющих воедино перечисленные структурные единицы.

С 1957 года по 1961 год на полигоне проводятся испытания трех модификаций первого подвижного ЗРК средней дальности С-75 ("Двина", "Десна", "Волхов"). Новое направление выразилось в создании и совершенствовании необходимых испытательных и обеспечивающих структур для проведения облетов и боевых стрельб, в том числе с ядерной боевой частью, по самолетам-мишеням, ракетам-мишеням, парашютным мишеням различного типа. Практически одновременно были проведены испытания ЗРК малой дальности С-125 "Печора".

Для организации и проведения испытаний зенитного ракетного вооружения в конечном счете были образованы испытательный центр - войсковая часть 15683 и 1 научно-исследовательское испытательное управление, а также новые подразделения. Первым начальником 1 НИИУ стал Едемский В.А., а первым командиром испытательного центра ЗРВ стал Дороненко А.А.

В мае 1957 года была сформирована отдельная смешанная авиационная эскадрилья для поиска остатков стартовавших ракет и транспортных нужд. Большая кооперация заводов-изготовителей вызвала необходимость сосредоточения всех элементов в одном месте для стыковки, настройки и проведения лётных испытаний ЗРК и ЗРС. С этой целью в сентябре 1956 года была создана стыковочная база - войсковая часть 03094. Через стыковочную базу прошли все серийно изготовляемые ЗРК и ЗРС, в том числе модификации ЗРС средней дальности С-300П, испытания которых проводились на полигоне Сары-Шаган. Группа офицеров 1 НИИУ, в составе которых были Соловей В.П., Савенков Ю.А., Коробов В.М., осуществляли научно-методическое сопровождение начальных боевых стрельб частей ЗРВ, перевооружаемых на новые ЗРК.

Наиболее весомый вклад в испытания подвижных ЗРК средней дальности С-75 внесли офицеры-испытатели: Егорин К.И., Шестёркин Е.И., Паршин Б.В., Железняк В.Ф., Заболотников Д.Г., Синьков А.Г., Парасотка А. И., Степанов М.М., Дудкин И.Е., Картамышев Р.В., Батов Э.И., Чернышов В.Н., Рыбчинский М.К. Наибольший вклад в испытания подвижных ЗРК малой дальности С-125 внесли офицеры-испытатели: Хильченко В.М., Бычков С.А., Сафронов В.Л., Федосенко Л.Г., Косачёв И.М., Ку-барев И.В., Манец А.М., Пчелин А.Н., Коненко И.Я., Деличкан А.А., Пилипчук В.В., Дитко А.И., Лаговиер А.И., Дубровин А.Н., Факторович Е.Д. и другие.

Испытания автоматизированных систем управления ПВО до настоящего времени по своей сложности не имеют аналогов. Первая же АСУ тактического соединения ПВО, получившая название "Луч-1", разработка которой была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11.11.1960 года № 1191 -504, принесла много методологических и организационно-технических проблем. Для размещения ее элементов началось строительство позиций и инфраструктуры в окрестностях населенных пунктов Александров Гай, Палласовка, Горный Балыклей, Камышин, Капустин Яр, создавалась специальная система связи, была проведена модернизация системы измерений и обработки. Методологические проблемы испытаний состояли поначалу в необходимости разработки критериев и показателей качества централизованного управления радиолокационным, зенитным ракетным вооружением и истребителями-перехватчиками, а при более поздних модернизациях - качества управления частями и подразделениями зенитных ракетных войск, радиотехнических войск и истребительной авиации. В апреле 1961 года был создан испытательный центр АСУ - войсковая часть 73539. Ее первым командиром был Спиридонов Е.К. Пришлось создавать также командный пункт управления полетами авиации, штурманскую службу и другие обеспечивающие подразделения. Решение методологических проблем сначала было возложено на НИЧ войсковой части 29139. Затем эти работы возглавило 2 научно-исследовательское управление АСУ, сформированное на основе директивы Главного штаба войск ПВО страны от 31.01.1964 года № 524652. Все вопросы по боевому применению испытываемых образцов КСА и АСУ, испытаниям средств связи и передачи данных были также возложены на это управление. Первым начальником 2 НИИУ стал Ковалев А.С. Методология испытаний АСУ и КСА создавалась по отдельным направлениям и наибольший вклад по каждому из этих направлений внесли следующие испытатели: оценка качества управления зенитными ракетными частями и подразделениями - Петров Е.П., Никитин В.Б., НосковА.А., Кузнецов В.В., Кергенцев И.Я., Королев В.М., Грачев Н.П., Шекольян В.В., Лонский А.Л., Соколов А.А., Розов А.С, Шахов Л.Л., Игнатов Е.Н., Мельчаков В.В.; оценка качества управления истребительной авиацией - Берман М.М., Шварцман М.Ш., Рябов Ю.А., Бойко Д.Н., Величко И.Е., Ковтун Н. И., Жеребцов Г. Я., Кузьмин Н.Н., Савонькин Ю.И., Новосад В.В., Морозов А.В., Молодцов В.М., Вылегжанин В.И.; оценка качества управления частями и подразделениями радиотехнических войск - Воробьёв В.Т., Гришенёв Р.Н., Семененко А.Л., Шиленко Э.Н., Якубовский Н.И., Губашев А.Х.; оценка качества централизованного и децентрализованного управления - Карлецкий Е.С., Горин И.И., Виноградов Л.В., Зызин Б.А., Дерий П.Я., Блинов А.Е., Ржечковский СМ.; оценка надежности - Шубинский И.Б., Резиновский А.Я., Добров В.И., Скоробогатько И.А., Пучковский А.И., Семиглазов В.И., Гружевский Ю.В. Разработанная на полигоне система показателей надежности сложных систем в настоящее время гостирована.

Траекторные измерения и их обработка начались со стартом первой ЗУР 25 июля 1951 года. Был создан отдел ВТИ, преобразованный затем в отдельную команду, ставшую в 1962 году измерительным центром - войсковой частью 07037 с задачей получения и регистрации траекторных измерений при проведении облетов и пусков. Первым командиром части стал Привалов И.Л.

Сложная и кропотливая работа по математической обработке траекторных измерений в 1951-1952 годах производилась расчётной группой 8-го отдела расчётно-измерительной службы, а с 1952 года - 2-м отделом обработки измерений, который позднее при организации НИУ-1 вошёл в его состав. С началом испытаний АСУ обработка результатов измерений велась вторым научно-вычислительным отделом войсковой части 73539. В связи с увеличением объёма проводимых испытаний на базе отделов и лабораторий, уже ранее занимавшихся обработкой информации, Директивой Главного штаба ВПВО страны №428309 от 13.03.1963 года 14 марта был создан Вычислительный центр. Его первым начальником стал Яковлев В.И.

Наибольший вклад в становление ВЦ, а в последующем 4 НИИУ, внесли следующие офицеры: Дайлид В.Е., Антосик Н.Г, Скворцов В.М., Кулешов Е.А., Грачев СИ., Павленко Г.Н., Семенов И.С, Понедельченко И.Н., Михайловский В.А., Мисевра А.Ф., Маныч А.Д., Кузьмичев Б.А., Бочкарев О.С, Квасов Э.Г., Рязанцев А.Г., Русаков В.А., Ольховский Л.И., Рачков Ю.А., Лобей-ко В.И., Богдюк Б.В., Тарасенко Н.Н.

Выполнение задач по испытаниям радиолокационного вооружения началось с 1969 года. В августе этого года в соответствии с директивой Главного штаба ВПВО страны №1 было создано 3 научно-исследовательское испытательное управление, а в 1976 году - центр для испытаний РЛВ, войсковая часть 97670. Первым начальником 3 НИИУ стал Ермолаев П.Д., а первым командиром центра РЛВ стал Бреднев Б.П.

Разнообразие РЛС и РЛК заставляли каждый раз заново создавать методологию их испытаний. Первыми испытателями на этом направлении были Полетайкин А.С, Муковоз Б.И., Караманов А.Е., Родин В.Е., Купряшкин В.Я. Методология испытаний маловысотных локаторов создавалась Муковозом Б.И., Цириковым А.К., Каменских Р.Л., ПрядкоА.Н., Мальцевым А.С, Бондарем А.А. Большой вклад в развитие методологии испытаний многофункциональных РЛС внесли такие испытатели, как Курицын В.А., Гришенёв Р.Н., Кисель П.И., Грицепанов О.В., Вороник В.И., Кузнецов В.В. Большой вклад в проведение испытаний автоматизированных систем управления, радиолокационного вооружения, создание и совершенствование методологии испытаний внесли, помимо тех, кто уже назывался, Спиридонов Е. К., Хлынин Г.Е., Райков Н.Н., Брагин А.З., Конопля А.А., Ермолаев П.Д., Рудаков А.И., Шипилов И.Ф., Черняховский Д.А., Бреднев Б. П., Торицин В.Ф., Воробьев СМ., Рябов С.Л., Ложкин С.Р.

В 1976 году завершается окончательное формирование структур 8 НИИП. Неукоснительный авторитет полигона поддерживается высоким уровнем научных исследований и четко налаженной системой организации и проведения испытаний самых сложных образцов вооружения. Штатная адъюнктура на 6 мест призвана готовить свои научные кадры, ежегодно выпускаются научные труды полигона своей типографией. Завершается разработка типовых методологических принципов и положений, системы критериев и показателей оценки качества сложных опытных образцов вооружения и военной техники ПВО. Вместе с тем ограничения, связанные с безопасностью испытаний, их стоимостью и ограниченными характеристиками мишенного парка, побуждали искать способы получения данных объективного контроля за границами возможностей имеющейся экспериментально-испытательной базы. В начале 70 годов на полигоне зарождаются четкие представления о том, что сегодня называют "виртуальным полигоном". Необходимость применения средств моделирования была настолько глубоко обоснована офицерами полигона, что Директивой Главного Штаба Войск ПВО страны в августе 1974 года на полигоне был создан первый в мире центр полунатурного моделирования. Его первым начальником стал Киселев А.В.

Среди первых испытателей центра были офицеры Шац И.В., Виноградов Л.В., Жеребцов Г.Я., Иванов В.Я., Козлов А.Б., Лурье З.А., Никитин В.Б., Павленко Н.И., Полявко Л.И., Перекосов Ю.П., Рязанцев А.Г.,Суворов Ю.В.,Старусев В.Е., Трушин Э.Ф., Русаков В.А., Агафонов А.П., Герцев В.А., Золотарев В.Ф., Калинин В.И., Сабуров В.Н., Столяров А. М., Тваровский В.В., Бахарев Л.Н., Шохин Б.П., Чипига В.С, Чистяков Б.А. и многие другие. Коллективом управления в короткие сроки была решена сложная научно-техническая задача - создана уникальная комплексная испытательная моделирующая установка. Она в реальном времени могла функционировать в составе реальной группировки ПВО и открывала перспективные возможности по дополнению существующей экспериментально испытательной базы моделируемыми средствами.

В выполнение этих работ значительный вклад внесли офицеры Песин Ф.Б., Миниович Ю.В., КубасовМ.Н., Гаевский В.В., Цыбулин А.М., Карповский И.И., Борисов А.В., Михайлов В.В., Королевич Д.Я., Уваров СИ., Васин В.И., Бачурин Г.А., Слюсаренко А.А., Навальный Н.Н. и многие другие.

Одновременно специалистами ВЦ успешно проводились исследования по созданию автономных аппаратно-программных комплексов систем объективного контроля, осуществляющих отбор информации из каналов связи, связывающих средства ПВО при проведении экспериментов. Эти исследования завершились созданием указанных комплексов, в том числе системы объективного контроля функционирования АСУ.

Таким образом, специалистами войсковой части сначала были подготовлены условия, а затем был разработан и реализован опытно-теоретический метод проведения испытаний, который позволил определять эффективность ВВТ в недоступных условиях путем имитации налета воздушного противника, боевой работы огневых средств, а также недостающих в реальной группировке вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных звеньев.

80-е годы в развитии ПВО страны ознаменованы переходом от стационарных и передвижных средств ПВО к мобильным средствам. Создается первый ракетный авиационный комплекс перехвата С-155 дальнего действия, авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50, и полигон привлекается к испытаниям данных средств. Новое поколение зенитных ракетных средств дальнего действия проходит испытания пока на полигоне "Сары-Шаган".

Страна начинает переживать экономические трудности и переходит к перестройке. Изменяется военная доктрина, зональная ПВО уходит в небытие. Войска ПВО страны становятся родом войск и передаются в состав ВВС. Расформировываются "ненужные" полки, бригады и дивизии ПВО. Ведущие военные учебные заведения остаются за границей РФ. На этом фоне следует ряд организационно-штатных мероприятий и сокращений численности войсковой части 29139 сначала наполовину, а затем еще раз наполовину. 8 НИИП превращается в 8 испытательный полигон, хотя в его составе по-прежнему остаются 4 испытательных центра и научно-исследовательские испытательные управления, но их становится уже не три, а два. Во второе управление передаются задачи 1 управления, а само оно расформировывается. Центр моделирования и вычислительный центр продолжают функционировать.

В августе 1994 года в связи с новой оптимизацией структуры полигонов Министерства обороны 8 испытательный полигон ПВО был расформирован. На его базе был создан 708-й научно-исследовательский испытательный центр средств ПВО межвидового назначения в составе 4 ГЦМП МО РФ, ставший преемником расформированного полигона. Частично войсковая часть 29139 передается в РВСН, а часть продолжает решать задачи войск ПВО ВВС. Начинается новейшая история войсковой части 29139.

В составе 708 НИИЦ оказываются 4 научно-исследовательских испытательных управления - зенитного ракетного вооружения, АСУ и радиолокационного вооружения, средств моделирования, средств объективного контроля, созданного на базе ВЦ. Испытательные центры и подразделения обеспечения за исключением узла связи и батальона обеспечения, отвечающего за транспортные перевозки и охрану отдельных объектов, были после реструктуризации переданы в состав 4 ГЦМП. Сокращение ВС РФ продолжается. Последовавшие неоднократные сокращения приводят к тому, что выбывает 90% рядового и сержантского состава численности частей и подразделений, выполняющих задачи ПВО ВВС. Отсутствие инвестиций со стороны ВВС приводит к поступательному физическому и моральному старению основных фондов и экспериментально-испытательной базы. Консервируются здания, некогда оживленные технологические площадки оказываются брошенными. Расформировывается центр АСУ, а его задачи передаются в центр РЛВ. Стареют и выбывают кадры без должного молодого подкрепления. На офицеров тяжелым бременем ложатся несвойственные им задачи по выживанию, а наградой за терпение и трудолюбие становятся новые испытанные образцы вооружения и военной техники.

Испытания начинают приобретать коммерческий характер, а основные разработчики средств ПВО, чтобы выжить в условиях острой конкурентной борьбы, начинают ориентироваться на инозаказчика. Лучшая система всех времен С-300ПМУ1 после завершения испытаний отправляется на остров Кипр и только потом дорабатывается ее отечественный аналог С-300ПМ. Становится нормой проведение показных стрельб и учений.

Однако на этом фоне в интересах ПВО ВВС проводятся испытания зенитного ракетного вооружения. Ведущие испытатели ЗРС дальнего действия - Бушнев В.И, Раев А.А., Круталевич А.Г., Бибик К.И., Максимушкин А.М., Жарков С.Н., Сергеенко М.А., Демидов Ю.А., Подлесный Б.В., Самосейко П.П., Толстов А.С, Лебеднов Д.А., Коробов В.М., Дорошенко А.В., Долгопольцев В.Г., Ситников С.Е., Давыдов Г.Г., Тарасов Ю.В., Фёдоров В.Н., Курчавин А.Г., Заровкин Ю.В., Буханцев Ю.М., Чигоревский О.В. Ведущие испытатели зенитного ракетно-пушечного комплекса ближнего действия - Сургайло О.Л., Радкевич А.А., Тимощенко А.А., Фомин А.В., Мастеница К.П., Сёмин Н.Г., Терехов О.В., Сапожников В.М.

Не прекращаются испытания АСУ и РЛС. Ратные дела ветеранов успешно продолжает новое поколение испытателей - Деменков А.Б., Ложкин СР., Паршин С.Г., Аревков Г.Г., Бориско С.Н., Галкин Ф.Б.,Гончаров И.Л.,Губин Б.П.,Иванов В.С, Кочубей В.В., Мельчаков В.В., Минеев С.А., Морозов С.А., Макаров В.А., Михайлов А.Г., Павлухин П.В., Пичугин А.Ю., Резников Ю.С., Шаталов М.А., Чернышков А.П., Будко С.Ю., Лобанов В.В., Милушев И.Д., Митрофанов Д.В., Федотов Ю.И., Белов Е.А.,Гришинев А.А., Малов С.Н., Слюсаренко А.А., Прелов М.М.

Знаменательным является 2005 год. Устаревшая КИМУ заменена современной комплексной моделирующей установкой КИМУ-2000. В ее создании активное участие приняли офицеры НИИУ-3: Солод А.А., Епур И.И., Забенько Б.А., Терзиев О.Н., Тюменцев В.М., Жук А.М., Мотченко В.А., Асеев А.М., Щербаков Е.В.,Смирнов В.Р., Головань А.М.,Лакоза Д.А., Шахов И.В., Сухов М.В., Слюсаренко А.А., Поповичев А.В., Гуля Н.Н., Сомов В.Г и другие.

В 708 НИИЦ успешно применяются система объективного контроля боевой подготовки расчетов ЗРС С-300ПМ, зарекомендовавшая себя на международных учениях на полигоне Ашулук, и мобильный пункт управления натурными экспериментами. В их создании и разработке математического обеспечения непосредственное участие принимали офицеры НИИУ-4 Ольховский Л.И., Коркин А.С, Марышев А.А, Привалов А.И., Таранов В.Г., Свищев А.Г.

Этими достижениями в области средств моделирования и объективного контроля увенчан многолетний труд офицеров 708 НИИЦ по разработке и развитию опытно-теоретического метода испытаний. Впервые за многие годы стала возрождаться экспериментально-испытательная база войсковой части 29139, приобретая высокий современный уровень.
За все время существования войсковой части 29139 многие десятки тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат и служащих обеспечивали испытания, поддерживали инфраструктуру части. Испытательные центры, измерительный центр, подразделения транспорта, охраны, энергообеспечения, связи, многочисленные службы, штабы, тыл, КЭУ, медицинские учреждения и другие важные подразделения - все честно выполняли и выполняют сегодня свою работу. Мы не можем перечислить их имена, но мы, сегодняшние, помним о вас, спасибо и низкий вам поклон.

В настоящее время 708 НИИЦ под руководством полковника Кадолина Н.Г. одновременно проводит испытания целой серии новейших образцов ВВТ для войск ПВО, осуществляет научные исследования по более чем 10 темам.

Центр сегодня располагает кадрами, закаленными опытом проведения испытаний, уникальной экспериментально - испытательной базой, и способен решать задачи по испытаниям перспективных образцов вооружения и военной техники. За время существования войсковой части 29139 испытано около двух сотен новых сложных систем вооружения и военной техники для войск ПВО. В коллективе служили и работали 12 лауреатов Ленинской и Государственной премий в области науки и техники, 5 докторов технических наук, 3 из которых стали впоследствии академиками, 107 кандидатов технических наук. Завершено 446 научно-исследовательских и испытательных тем, актуальность которых трудно переоценить. Получено 505 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Более 500 военнослужащих удостоены государственных наград.

При решении задач испытаний и исследований существенный вклад вносят сегодня ведущие научные кадры центра: доктор технических наук Лобейко В.И., кандидаты технических наук Соколов С.П., Жук А.М., Смирнов В.Р., Тарасенко Н.Н., Радкевич А.А., Аревков Г.Г., Ольховский Л.И., Кузьмин Н.Н., Купряшкин В.Я., Курицын В.А., Борисов А.В.

Начальники штаба:
Журав М.А. (1960- 1962),
Ливенцов А.И. (1962- 1969),
Пивкин Н.И. (1970- 1979),
Попков В.А. (1979-1981),
Ильичев Ю.М. (1984- 1994),
Князев А.И. (1994- 1998),
Капустин Б.М. (1998-2000),
Чупрыгин В.А. (2000-2001),
Анисимов Г.Н. (с 2001 г.)

Заместители по технической части - первые заместители по научно-исследовательской испытательной работе:
Трегуб Я.И. (1951 - 1957),
Пенчуков И.М. (1957 - 1960),
Едемский В.А. (1960 - 1962)

Заместители по научно-исследовательской испытательной работе:
Хлынин Г.И. (1963 -1972),
Петров Е.П. (1972- 1982),
Курицын В.А. (1982- 1992),
Королев В.М. (1992-1994),
Лаговиер А.И. (1994- 1995),
Кузьмин Н. Н. (1995- 1999),
Раев А.А. (1999-2003),
Круталевич А.Г. (2003 - 2004),
Соколов С.П. (с 2005 г.)

Источники информации

ПОЛИГОН КАПУСТИН ЯР - г.Волжский, ОАО "Альянс "Югполиграфиздат", Волжский полиграфкомбинат, 2006

Координаты космодрома Капустин Яр: град.: 48,5 северной широты; 45,8 восточной долготы. Орбиты наклонения, град.: минимальная 48,4; максимальная 50,7.

Где находится космодром Капустин Яр?

Находится космодром в Астраханская область, г. Знаменск. Официальное название — «4-й Государственный центральный межведомственный полигон РФ». Космодром вспомогательного значения. С 1988 по 1999 г. орбитальные пуски не производились.

Группа специалистов, возглавляемая артиллеристом-ракетчиком генералом В.И.Вознюком, в 1946г. провела большую работу по выбору места будущего . По рекомендации этой группы местом строительства космодрома был выбран район села Капустин Яр Астраханской области, в низовье Волги. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус, мост.

Были построены шоссе и железнодорожная ветка, соединяющая полигон с главной магистралью на Сталинград. Строили много, но только для ракеты. К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет. А уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет А-1 (Фау-2). Еще раньше на полигон прибыли Сергей Павлович Королев и другие специалисты.

10 лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет. На полигоне проводились испытания ракет Р-1 (сентябрь — октябрь 1948 года, сентябрь — октябрь 1949 года), Р-2 (сентябрь — октябрь 1949 года), Р-5 (март 1953 года) и других.

Научные исследования

Еще во время первой серии пусков в октябре — ноябре 1947 года Капустин Яр начинает использоваться и как место старта геофизических ракет. На стартовавшей 2 ноября 1947 года ракете А-1 были установлены научные приборы. С тех пор эта традиция поддерживалась до тех пор, пока не были созданы специализированные геофизические ракеты В-1 и В-2. Однако местом старта геофизических ракет остался Капустин Яр. В дальнейшем к геофизическим ракетам прибавились метеорологические ракеты. В июне 1951 года состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту.

Международное сотрудничество

С 14 октября 1969 года Капустин Яр функционирует как международный космодром. В тот день состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. Из Капустиного Яра ушли в полет индийские спутники Ариабхата и Бхаскара, французский спутник Снег-3. Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов.

Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для «малых» ракет и «малых» спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация существовала до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с космодрома Капустин Яр прекратились.

Капустин Яр — Строительство космодрома

На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжелыми, да и какими могли быть «условия» в голой степи. На третий день началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей.

В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. Первое жилье для офицеров появилось только в 1948 году. До этого строители и испытатели жили в палатках, во времянках, в крестьянских избах.