Стоимость проживания и питания в ашраме. Центр йоги Иша в Индии. Одно из лучших мест для духовного развития Ашрам индия как попасть

Идея поехать в ашрам посетила меня задолго до выхода бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. В ашраме (слово переводится с санскрита как «место без боли»: «шрам» – боль, «а» – отрицание), мне казалось, наступает ясность в голове, отчего жизнь начинает играть новыми красками. Опыт мгновенно прославившейся писательницы укрепил меня в этой мысли. Осталось решить, куда ехать – в Индии ашрамов, как в Советском Союзе колхозов. Я сразу решила, что ехать по следам Гилберт в ашрам Gurudev Siddha Peeth будет по меньшей мере банально. Тем более что после фильма с Джулией Робертс там наверняка не протолкнуться из-за армии почитателей талантов обеих. Ашрам – это не просто место сбора людей по интересам; туда едут к учителю, к гуру. Он (реже – она) – лицо ашрама, его философия и концепция. Друзья-йоги посоветовали ехать к Амме. Кто она и почему именно к ней, я, к своему стыду, понятия не имела. Мне лишь сказали, что это настоящий ашрам, а не туристический аттракцион, вроде­ meditation resorts, которые предприимчивые индийцы открыли, чтобы европейцы поделились с ними своими деньгами. Там вам и трехразовое питание, и спа, и номер с джакузи. Это не то что для ашрама, а для Индии в целом непозволительная роскошь.

За счастьем я на неделю лечу в город Тируванантапурам, в 110 километрах от которого среди пальм есть ашрам «Амритапури». Туда из Дубая я летела не в компании наркоманов с дредами, которые обычно заполняют самолеты в Гоа, а с индийцами-гастарбайтерами. Их партиями вывозят на стройку века в Арабские Эмираты. В очереди на паспортный контроль я простояла часа три, хотя прибыл лишь один самолет – из иностранцев в нем была только я и пожилая пара из Испании (они предпочли путешествовать по Индии самолетами, а не поездами и автобусами за девять рупий, где лошади сидят рядом с людьми). Зато в ашрам я доехала с ветерком – на поскрипывающем джипе 1970 года выпуска. Это ашрамное такси, которое я заказала еще из Москвы. Кто бы мог подумать – у ашрама собственный автопарк?! «Несколько лет назад Амма купила машины, чтобы ни от кого не зависеть. Тут я научился водить машину, и теперь это моя сева», – объясняет водитель Рами, молодой парень, который последние шесть лет живет в ашраме. Амма приютила его после того, как в страшном цунами 2004 года погибли его родители, а дом смыло. «У нас еще есть типография, шоколадная фабрика, клиника, прачечная, школа и даже собственный пляж – все, чтобы жить автономно». По индийским меркам Рами, наверное, ас, но я чуть концы не отдала, когда в оживленном потоке по разбитой дороге он мчался по встречной полосе.

«Aum Amritashwaryai Namah», – поприветствовал меня в ашраме необыкновенно длинный блондин в очках и белом платье в пол. Его зовут Гаутам, но на самом деле это просто Брайан из Калифорнии. «Всем своим ученикам Амма дает духовные имена. Мое означает “просвещенный”, – объяснил он. В ашраме он живет уже десять лет и занимается связями с общественностью. Бесплатно и добровольно. Во всех поездках по Индии и по миру он сопровождает Амму. Застать ее в ашраме можно два-три месяца в году – все остальное время она путешествует с благотворительной и просветительской миссией. Сейчас она на месте, и к ней, кажется, съехался весь свет. Поэтому первое, что мне бросилось в глаза и, признаться, смутило, – жуткое столпотворение народа в ашраме, хуже, чем в час пик в метро. Совсем не так я представляла себе место, где медитируют и размышляют о смы­сле бытия... Гаутам – мужчина в самом расцвете сил, ему 35 лет, и я не удержалась и в лоб спросила, на что он живет, ведь в ашраме нет товарно-денежных отношений, зарплат, бонусов и прочих радостей цивилизации. «Здесь другой ритм жизни, да и расходов почти нет. У меня есть два платья, еда бесплатная, жилье тоже. Никакие налоги платить не надо. А что еще нужно? – без тени иронии отвечает Гаутам. – Но все-таки пару месяцев в году я бываю дома, в Калифорнии, и подрабатываю учителем. Заменяющим – когда кто-то заболел или прогулял. Заработанных там денег хватает на мелкие расходы. В придачу почти всем, кто здесь живет, помогают родители и родственники». Комнату метров в десять он делит еще с двумя постояльцами – оба из Индии. Меня поселили на стольких же метрах, но одну (150 рупий в сутки, то есть около ста рублей). Хотя здесь приветствуется совместное проживание с кем-то (естественно, одного с тобой пола) – в целях экономии места. Особенно, когда Амма в ашраме и приезжают тысячи человек. В моей комнате на восьмом этаже – торжество минимализма. Железный шкаф, стол, стул и матрас, брошенный на деревянный каркас, на окнах решетка. Горячей воды нет. Зато туалет не на улице. «Хватит капризничать! – сказала я себе. – Ты ехала в ашрам, а не в пансионат “Подмосковные липки”».

Одна из возможных добровольных работ в ашраме – резать овощи для общей кухни.

На улицу, к людям, я спустилась на лифте. Одна. И зря – на первом этаже индианка, которая тут, видимо, комендант общежития, сделала мне замечание: нехорошо на лифте в одиночку кататься, нужно дождаться, пока туда не набьются под завязку. Электричество нужно экономить!

Teрритория ашрама, которая­ занимает не меньше пяти гектаров, находится на полоске суши между Индийским океаном и Аравийским морем. Со стороны океана – только рыбацкая деревушка и заросли кокосовых пальм. А на другом берегу – огромный комплекс Amrita University, который Амма построила на пожертвования. Других источников финансирования всех ее благотворительных и социальных проектов нет.

Тут везде люди – ходят, болтают, едят, молятся... Дресс-код строгий, почти пуританский – никаких голых частей тела. В почете белый цвет – Амма всегда ходит в белом. У мужчин костюмы a la Стивен Сигал – легкие брюки и распашонки на пуговицах. Или балахоны, как у Гаутама.

За последние годы ашрам так разросся, что стал похож на поселок городского типа с общежитиями, кухнями, столовыми, складом продуктов, огромным залом для собраний и, конечно, храмом, с которого тридцать лет назад все начиналось. Он стоит на месте дома родителей Аммы. При рождении ей дали имя Судхамани («сокровище»), сейчас она известна всем, как Мата Амританандамайи, что переводится с санскрита как «Мать абсолютного блаженства» (или, сокращенно, Амма – то есть «мама» на языке малаялам, на котором говорят Амма и жители штата Керала, где находится ашрам). С детства она вела себя необычно – обнимала людей, пела им песни, и боль с невзгодами как рукой снимало. К ней стали стекаться страждущие со всей Индии, хотя по индийским нормам приличия Амма творила недопустимое – прилюдно обнимала незнакомых мужчин и даже целовала их. К своим 57 годам Амма прижала к груди около двадцати восьми миллионов человек по всему миру. «Почему вы обнимаете людей?» – «Как это объяснить? Это то же самое, что спросить, почему река течет». Но это не просто объятия доброй женщины – мне сказали, что таким образом она передает свою чистую энергию детям (так она называет своих последователей), а с ней приходят очищение и внутреннее исцеление.

Своим примером она передает высшую истину о смирении, доброте и бескорыстном служении людям. О себе она говорит так: «Я – слуга слуг. Это жизнь для других. Счастье детей является богатством и здоровьем Матери». Амма никого не просит жить в ашраме – для тех трех тысяч человек, которые постоянно «дежурят» здесь, это исключительно собственный выбор. «Живите в городах, работайте, рожайте детей – главное, не забывайте делать добрые дела и помогать бедным», – вот единственное, о чем просит Амма.

Как любого нормального человека, меня мучил вопрос: «А может, это секта?» Почему все эти люди вдруг стали ходить в белом, с блаженными лицами, жить на деньги родителей и трудиться на благо человечества? Может, у себя дома они были неудачниками­, которые сбежали сюда от трудностей? Такие претензии у меня были к американцам, европейцам, русским, которые живут здесь или просто приезжают погостить. Уж очень искусственными мне казались их нарочито счастливые лица – вместо умиления они вызывали раздражение. Чего не могу сказать об индийцах, которые едут в ашрам с семьями, детьми и остаются на выходные или на всю жизнь. Они органичны в этом мире, у них это в крови. Ведь для индусов (людей, которые исповедуют индуизм) наличие гуру и поход в ашрам – обычное дело, которое лежит в основе их веры, эта традиция существует тысячелетиями. В Индии даже неприлично не иметь гуру. Но, поговорив с Аммой и увидев плоды ее благотворительной работы, я поняла, что сектанты такого делать не будут. В ашраме не промывают мозг, не принуждают, не проповедуют аскетизм – все очень мирно и по обоюдному согласию.

На бхаджанах собираются две-три тысячи человек

Первое общение с Аммой тронуло меня не то что до слез, а почти до истерики... По пятницам в ашраме проходит сатсанг, когда собираются тысячи людей и задают Амме вопросы, в основном о Боге, о смысле сущего, о любви ко всему живому, а после она поет, вскидывая руки к небу. После трехчасового коллоквиума к ней начинают подходить люди из зала – обниматься. Мне повезло. Сквозь толпу я иду к ней, она смотрит на меня, улыбается... и я начинаю плакать. Ни с того ни с сего. Я сажусь перед ней на колени, она по-матерински прижимает меня к груди, гладит по голове – я, не понимая, что со мной, говорю: «Добрый вечер!» на русском, и она начинает на ухо приговаривать: «Моя деточка, моя дорогая дочка. Мама-мама». По-русски. Я лежу у нее на груди и рыдаю, как младенец. Это длилось минуту от силы, но, казалось, перед моими зареванными глазами пронеслась вся жизнь... Амма потрепала меня за щеку, дала леденец и сверток, в котором был пепел. Потом мне сказали, что это пепел священного для индусов дерева, которое сгорает дотла и остается лишь пыль. Я села в уголок и обливалась слезами еще с полчаса...

Амма, как мать большого семейства, заботится о том, чтобы все были накормлены – часто она кормит прихожан с рук (в прямом смысле слова). Особенно по вторникам – это Meditation Day, или бхаджан. Все собираются в главном храме, Амма разговаривает и поет о Боге, после чего раздает еду: рис с карри и лепешки.

Еда в ашраме исключительно вегетарианская, ее, как в пионерлагере, готовят в больших чанах. Кухни здесь две. Индийская – бесплатная, там дают досу (лепешку с начинкой из картошки или овощей). Европейская – за деньги, но смешные. Там есть и пицца, и паста, и соевые бургеры, и пироги. Стоит все 15 или 30 рупий (то есть 10 или 20 рублей). Естественно, никакого алкоголя и сигарет. Едят все из железных мисок, которые каждый за собой моет и вытирает полотенцем. Вилок нет – только ложки. Но вообще в Индии принято есть руками. То ли от эмоционального потрясения, то ли от вида армейских котлов, но аппетит у меня совсем пропал. На ужине, пока я медитировала над салатом из овощей, тушеными бобами и макаронами с чем-то, ко мне подошла девушка лет семнадцати. Елена приехала из Швейцарии, в ашраме она уже полтора месяца, через неделю – домой, доучиваться в колледже. В первый раз ее привезли сюда родители в четыре года. Они – музыканты, «очень духовные люди». «Я обожаю досу. В Швейцарии страшно скучаю по этим лепешкам», – она помогла мне определиться с выбором. Еду здесь, как я поняла по пустым тарелкам окружающих, оставлять не принято – пришлось через силу затолкать ее в себя.

ЗА 57 ЛЕТ АММА ПРИЖАЛА К ГРУДИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

В ашраме жизнь начинается в пять утра с арчаны. Это часовая медитация в храме (только для женщин), которая сопровождается пением ста восьми имен Божественной матери. Просидеть час в позе лотоса я так и не смогла – ерзала, ворочалась, ноги затекали. Каждое утро с рассветом я, признаться­, ходила туда, как на хороший живой концерт. Пели потрясающе, моя душа им подпевала.

Кроме духовных практик, вроде утренних «концертов», йоги, прогулок к океану (купаться там нельзя – очень большие волны) и чтения «Анны Карениной», я свое время заняла общественно полезным трудом. Здесь приветствуется добровольная работа – сева, но можно бездельничать и медитировать днями напролет. Но народ не сидит сложа руки. Особенно иностранцы – они готовы драить полы в храме, стирать постельное белье в промышленном количестве, сортировать мусор. В храме есть Seva Desk, где вам с радостью дадут выбор из сотен вариантов. Мне на работу помогла устроиться француженка Вани (в миру Дэйзи), ей 29 лет, из которых последние шесть она провела с Аммой. Здесь она главная по тарелочкам.

Я предложила свою помощь, и оставшиеся шесть дней с семи до десяти утра в компании еще девяти добровольцев строгала по 30 кг помидоров, 50 тыкв, 25 кг лука, 45 кг огурцов, тазиками выжимала сок из лимонов, резала нерафинированный тростниковый сахар, из которого пекут вкуснейшие печенья. Они и составили основу моего недельного рациона. Учитывая, что дома на кухне я готовлю только чай, за первые три часа непрерывной резки я стерла пальцы в кровь. Моими помощницами (точнее, я – их) были в основном французские дамы – божьи одуванчики лет пятидесяти. Они искренне мне обрадовались: «Parlez-vous francais?» «Solo Ingles y Espanol», – честно призналась я. Они искренне расстроились, что кто-то может не говорить на их прекрасном языке, и больше ко мне почти не обращались. Я придумала себе еще одну персональную сева – подниматься на восьмой этаж пешком. Пусть на лифте катаются старики и дети... Еще два раза я напросилась вести класс йоги. На занятие пришла женщина лет пятидесяти – Винея из Чили. Она ветеран в ашраме – живет тут двадцать лет. Рассказала, что пришла тут в чувство после болезненного развода и решила не уезжать. В ашраме она работает в мастерской, делает кукол из ткани – Амму, богов Ганешу, Кришну, Шиву. Еще пришли три пухленькие немки и под моим руководством в первый раз встали в позу «собака мордой вниз».

Всю нашу встречу Амма не выпускала меня из рук

Особенное оживление в ашраме бывает по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, когда Амма проводит даршаны. В индуизме это означает «лицезреть Бога». Даршан можно получить от великого мастера – в храме ему поклоняются, слушают напутствия, но прикасаться к нему запрещено. У Аммы более женский, материнский подход к даршанам (как, впрочем, и ко всему, что она делает) – она обнимает всех желающих, каждому даст совет и благословение. «Не общение словами, а непосредственное взаимодействие энергиями любви – такой у меня подход к людям», – объяснила мне Амма. Даршаны в «Амритапури» начинаются ближе к полудню и длятся­ до последнего «клиента» – обычно часов до 11–12 ночи. Я стала свидетелем «встреч», на которых собиралось тысячи по четыре человек в день. Все это время Амма не встает с места, не ест и не пьет. Рассказали, что однажды в свой день рождения (27 сентября) она провела даршан на двадцать тысяч человек – уложилась в двадцать два часа (!). Чтобы не создавать давку, Амма придумала выдавать талончики-токены, по ним понятно, когда подойдет твоя очередь – через три часа или десять. На даршанах Аммы можно сидеть часами, как на медитации, и просто наблюдать, как идет нескончаемый поток благостных лиц и люди падают перед великой женщиной на колени.

За неделю послушного исполнения всех ашрамных ритуалов я поняла, что еще не готова к просветлению, не хочу есть из общего котла, спать на матрасе и часами петь мантру «Ом». Меня больше занимают страсти, которые кипели в домах Карениных и Вронских.

Хочу к маме!

В Индии Амму почитают за святую, в том числе за ее благотворительные и социальные проекты. Она строит школы, университеты, дома престарелых, хосписы для онкологических больных, приюты для детей, больницы, где бедных лечат бесплатно, и передвижные госпитали для самых диких регионов страны, куда раньше не ступала нога врача. В городе Кочин в 140 км от ашрама она построила госпиталь «Амрита», оснащенный самым современным оборудованием, и исследовательский центр, где даже есть кафедра нанотехнологий. Амма восстанавливает деревни после стихийных бедствий, в частности, после цунами 2004 года она почти заново построила деревню, в которой находится ашрам. Она организовала фонд M.A.Math для бедных индийских женщин и вдов, которые после смерти мужей стали изгоями без средств к существованию (обычная для Индии история). Она открыла курсы, где их обучают ремеслам, чтобы они сами могли прокормить себя и детей. Ее образовательные программы и институты, где преподают индийские и иностранные специалисты, считаются образцовыми в стране. Туда принимают детей из малообеспеченных семей, раньше у них такой возможности не было. Ашрамы Аммы разбросаны по всей Индии (около ста), а также в Европе и Америке, где ее последователи ведут экологические, молодежные и социальные проекты.

Амма часто принимает участие в международных конференциях по проблемам экологии, прав женщин, голода в слаборазвитых странах. У Аммы множество известных последователей, в частности актриса Шэрон Стоун, которая принимает активное участие в ее акциях. Всю информацию о жизни Аммы, ее деятельности, ашраме, а также расписание поездок можно узнать на www.amritapuri.org. До «Амритапури» из Москвы удобнее лететь компанией Emirates (www.emirates.com) через Дубай до городов Тируванантапурам (110 км от ашрама) или Кочин (140 км).

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Наша читательница Ирина Исрафилова воплотила в жизнь мечту любительниц истории Элизабет Гилберт, отправившись за осознанием в Индию..

Моя поездка в ашрам стала закономерным продолжением духовного пути, покоторому я иду уже 11 лет. Именно тогда, в период активных поисков, я попала к своему нынешнему наставнику, потомственному брахману Шри Пракашу Джи, который уже длительное время живет в России. Периодически учитель предлагает желающим отправиться в поездку в индийский ашрам в штате Уттар-Прадеш для того, чтобы углубить свою практику, и когда несколько лет назад мне выпала такая возможность, я с радостью согласилась.

Духовный учитель Шри Пракаш Джи, Ришикеш

Что собой представляет ашрам в реальности

Ашрам – место для духовного обновления, где можно провести день, неделю, год или даже всю жизнь. Ашрамов в Индии десятки тысяч, все они отличаются друг от друга: где-то в приоритете – медитация и йога, где-то – проповеди конкретного учителя и изучение писаний, а в других главное – молитвенная составляющая. Некоторые ашрамы, ориентированные на состоятельных западных туристов, больше напоминают люксовые отели с бассейнами и частными номерами, но в большинстве условия все же достаточно скромные. Типичный ашрам представляет собой комплекс из нескольких простых зданий, включающий помещения для молитвы и медитации, общие спальни, столовую, небольшой сад.

Наш ашрам представлял собой трехэтажный дом с террасой. Мы расположились на нулевом этаже, где прохладно в жару. Спали мы на индийских раскладушках, здесь же проводили свою практику по медитации. Пищу принимали на открытом воздухе, впитывая солнечные лучи. На территории ашрама есть небольшой сад с цветами, фруктовыми и декоративными деревьями. Здесь же живут три замечательных пса, которые охраняют территорию не только от недоброжелательных посетителей, но и от любопытных воришек – обезьян.

Ашрам Шри Пракаш Дхам, Уттар-Прадеш

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Когда Шри Пракаш Джи приезжает в Индию, ашрам посещают его ученики из числа местных жителей.

Путешествие пришлось на февраль. Днем в это время температура вполне комфортна, но высокая влажность делает свое дело. Поскольку в индийских домах отопление – редкость, вечерами приходилось серьезно утепляться.

Первоначальное впечатление от Индии – настоящий культурный шок. Другое здесь абсолютно все – от языка жестов и манеры поведения до представлений о личном пространстве. Местные очень радушны, а сама страна, ее пейзажи, дворцы и храмы восхищают своей красотой. Но, как, наверное, и всех европейцев, меня поразили нищета и неухоженность многих районов. Как-то во Вриндаване мы спросили учителя: почему в этом городе, несмотря на его известность и славу, столько нищих, больных людей, а также бесхозных животных, спокойно разгуливающих по улицам? Он ответил, что души имеют свойство привязываться к святым местам. В прошлых жизнях многие из них уже рождались здесь. Теперь же они вновь переродились, чтобы отработать свою карму и в следующем воплощении стать ближе к мокше – освобождению.

Распорядок дня

В индийской культуре телесные практики не менее важны, чем молитвы и ритуалы, поэтому после пробуждения с первыми лучами солнца мы выполняли асаны йоги или физические упражнения. Потом наступало время индивидуальной медитации – каждый в свободном режиме выполнял свою личную практику, данную учителем. Этим наш ашрам отличался от многих других, так как чаще всего любые активности, будь то бхаджаны, йога или чтение мантр, совершаются коллективно.

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Затем мы отправлялись на завтрак. О кухне вообще стоит сказать отдельно: наш повар, индийская женщина, готовила нам настоящие кулинарные шедевры – лепешки чапати, чатни, рис, овощи, сладости. Мы очень просили ее добавлять поменьше специй, потому что пряность местной пищи для европейца – испытание. Вся еда, конечно, вегетарианская, но очень сытная. Индийская зима приятно удивила изобилием свежих фруктов и овощей. Кормили вкусно, экзотическими яствами, каждый день все было разное – в общем, окончательно не влюбиться в индийскую кухню было просто невозможно.

После трапезы мы обычно отправлялись в небольшое путешествие-паломничество. Мы посетили исторические места севера страны: овеянный легендами о боге Кришне Вриндаван, своими глазами увидели поклонение священной реке Гангу в Харидваре и, конечно, столицу Дели.

Вриндаван

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

О роли практики

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает. Я замечаю, что мое отношение к проблемам, ситуациям, жизни в целом меняется. Практика помогает осознать связь с Богом, почувствовать единство с миром, стать спокойнее и счастливее.

Советовала бы я поездку в ашрам тем, кто ищет свой путь? Определенно. Начинающим этот опыт поможет прикоснуться к множеству разных духовных практик и определиться с подходящей, познакомиться с потенциальным учителем, приобрести друзей, постичь совершенно иную культуру. Продолжающие смогут углубиться в какие-то отдельные аспекты, уделить больше времени внутренней жизни, общению с единомышленниками.

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает

Как все начиналось

У меня никогда не было Гуру, которому бы я поклонялась. Есть Учителя на Пути, которые скорее Наставники для меня. И вот я оказалась в ашраме. С первого дня стало ясно, что не просто так.

Амритапури — это огромный комплекс зданий и сооружений, на территории которого одновременно может проживать несколько тысяч человек. Ашрам расположен в штате Керала, в 4 часах езды от Кочи. Из общежитий Ашрама открываются шикарные виды – с одной стороны океан с закатом, с другой – река, отделяющая Ашрам от деревни, с шикарными рассветам и все это вперемежку с массивом пальм со всех сторон.

Храм Кали и вид на океан

Вид с 15 этажа общежития. Через мост можно перейти в соседнюю деревню

а это вид по другую сторону моста. Слева только часть комплекса зданий Ашрама

Еще виды с крыш 🙂

Декабрь, как раз считается пиковым месяцем – тысячи приверженцев прибывают в ашрам, чтобы принять участие в даршане с Аммой. Но все по порядку…

Кто такая Амма?

Амма (Шри Матa Анандамайе Деви) – одна из наиболее известных духовных лидеров-женщин в Индии. Амма известна во всем мире как «обнимающая святая» или «обнимающая мать». Со всего мира к ней стекаются люди лишь для того, чтобы провести время с ней и получить ее материнское объятие, через которое Амма передает особенные вибрации, наполненные любовью.

С первого же дня я почувствовала силу этого места и, конечно, Аммы. День за днем я утверждалась в своих мыслях о ней: Амма для меня — символ любви, сострадания и служения. Она воплощение этих качеств в обличии человека. Ее глаза, ее улыбка, ее деяния – все наполнено энергией любви и принятия. Когда находишься в ее поле, совершенно четко ощущаешь, что она не обычный человек, это чистая энергия любви во плоти. При этом она очень много шутит и смеется, она очень живая, очень близкая к народу, от нее идет то тепло, которое идет от матери.

Источник: https://www.facebook.com/MataAmritanandamayi/

Амма не просто индийский Гуру, она делает колоссальную работу для улучшения нашего мира: программы по переработки отходов, высадка деревьев, строительство школ и университетов, в которых есть возможность учиться бесплатно, создание рабочих мест, помощь в восстановлении после урона, нанесенного стихиями, финансовая поддержка престарелых и так далее. Более подробно можно прочитать на сайте: http://www.embracingtheworld.org/

Аммаджи проводит туры по всему миру, поэтому встретится с ней можно не только в Индии. Однако здесь, в ее главном храме, месте, где она родилась и выросла, можно насладиться всеми благами жизни в ашраме. Согласно рассказам бывалых путешественников по ашрамам, Амритапури – один из крупнейших в Индии.

Распорядок в Ашраме

Декабрь — пиковый месяц. Амма только вернулась из тура, а многие приверженцы стекаются сюда на Рождество и Новый год, после которых она уезжает вновь. Именно сейчас жизнь ашрама кипит событиями, начиная с 5 утра и завершая порой в 4 утра.

Когда Амма в туре (она регулярно ездит по Индии, Европе, Америке и некоторым странам Азии), ашрам погружен в медленную спокойную жизнь, в которой есть свои практики, но практически нет мастер-классов и других мероприятий, которыми мы были щедро одарены в декабре и январе.

Сейчас на досках объявлений можно увидеть множество регулярных мастер классов от смехотерапии на пляже до пилатеса, есть возможность записаться на консультации астрологов, массаж, другие различные телесные практики, проходят различные ретриты – с обетом молчания, несколько дневные йога-интенсивы всех уровней. В этот период можно даже пройти интенсивные сертификационные курсы, например, по Акупунктуре или Работе с травмой.

Основная же программа, базирующаяся на активности с Аммой, выглядит так:

Понедельник и пятница – Медитация с Аммой на берегу моря при закате, неофициальный даршан* и бхаджаны** с ее участием

Вторник – Дневная медитация с Аммой, сатсанг***, обед-прасад****

Среда, четверг, суббота и воскресенье – дни официального даршарана с Аммой

Даршан. Источник: https://www.facebook.com/MataAmritanandamayi/

*Даршан – процесс встречи с Гуру, который передает тебе благословение. Даршан с Аммой – это ее материнское объятие, через которое она передает безусловную любовь и благословляет тебя, нашептывая на ухо определенную фразу на твоем языке (мне было на русском) и дает тебе прасад.

**Бхаджаны – это духовные песнопения. В ашраме они исполняются каждый вечер, часто в них солирует сама Амма.

*** Сатсанг – духовная беседа. Встречи, на которых Гуру отвечает на вопросы или говорит на определенную тему.

**** Прасад – это то, что Гуру дает тебе как благословение. Во время даршанов – традиционно конфеты и пепел, могут быть фрукты. Обед-прасад – это благословленная Аммой пища.

Обед-прасад

В то время, когда нет мероприятий с Аммой, помимо личных занятий и медитаций, приветствуется участие в следующих регулярных духовных практиках:

Ежедневно в 5 утра – Арчана – хоровое произнесение Лалита-Сахасрамы (Тысяча имен Божественной матери). Женщины читают тысячу имен в Храме Кали, а мужчины отдельно в большом зале. Я сходила несколько раз и даже купила книжку с этой огромной мантрой, но не смогла успеть в такт за опытным хором.

Также ежедневно с 5 утра, проводятся пуджи (церемония поклонения богам) для различных богов и богинь. Вот это мероприятие мое любимое, практически каждый день меня можно найти в стройных рядах пуджистов.

На регулярной основе в ашраме проходит обучение уникальной медитационной техники Аммы – IAM Meditation technique ® (Техника интегрированной амрита-медитации) и Amrita yoga.

В течение дня жители ашрама выполняют севу (бескорыстное служение). Выбор, чем заниматься, огромный, т.к. фактически ашрам существует за счет служения прихожан. Так можно работать на кухне, убирать территорию, работать в саду, выгуливать скот, разбирать мусор по программе переработки, мастерить книги и прочее.

В ашраме некогда скучать, поэтому и сейчас я побегу на свою севу, а уже скоро напишу новую статью о моем первом опыте общения с настоящим индийским Гуру 😉

С любовью,

Публикация 2017-11-06 Понравилось 19 Просмотров 12352


Ашрам гуру «Beatles» Махариши

Уклад жизни в ашрамах Индии

В ашрамы Индии приезжают по разным причинам. Одни что-то ищут, другие от чего-то бегут, третьи - хотят отдохнуть. Но, в основном, это люди, познающие себя, свой путь. И где же искать его, как не в Индии, на родине многих просветленных учителей человечества.


В Индии много святых людей. Чаще всего их можно встретить в духовных центрах

Учителя и их ашрамы

Ашрам в переводе с санскрита «место без боли». Еще одно значение - «труд», что тоже недалеко от истины, так как здесь трудятся все - от настоятеля до ученика, причем, и духовно, и физически. По сути устройства, ашрам - это коммуна, община, сплоченная вокруг гуру. Здесь под руководством наставников люди из разных стран занимаются йогой, духовными практиками, медитируют, стремясь познать сущность бытия.


После выхода фильма «Ешь, молись, люби...» волна интереса к ашрамам возросла

В Индии насчитывается несколько тысяч духовных центров. Познакомим с наиболее посещаемыми из них и их основателями.

  1. Амма. Ее духовный центр расположен вблизи города Валликаву, что в штате Керала.
  2. Ошо Раджниш. Чтобы попасть в Медитационный курорт Ошо, последователи отправляются в Пуну, Махараштра.
  3. Хайдакхан Бабаджи. Ашрам махаватара можно посетить в Хайдакхан, Уттар Прадеш.
  4. Шри Ауробиндо. Ашрамов этого великого учителя в Индии три - Пондичерри, Ауровиль, Дели.
  5. Сатья Саи Баба. Ашрам этого гуру расположен в Путтапарти, штат Андра Прадеш.
  6. Шивананда. В индии всего два ашрама Шивананда, которые принимают гостей - в Ришикеше, Утаранчал и Тривандрум, Керала.
  7. Махариши (Махеш Йоги). Ришикеш, штат Утаранчал.

В ашрамах люди находят не только просветление, но и друзей

Ашрам «обнимающей святой» Аммы

Одним из самых крупных в Индии считается Ашрам Аммы, что в округе Коллам. Его духовный лидер - Мата Амританандамайи, или «Аммачи» (мать, матушка). Ежедневно добрым словом она направляет на путь духовной истины тысячи учеников, стекающихся в Индию со всех уголков планеты. В «страну богов» приезжают, чтобы стать «ребенком Аммы» и получить благословение через объятия.


Объятия Аммы даруют благословение, утверждают ее «дети»

Сегодня тут вырос целый маленький городок. Он включает не только храмовый комплекс, но и общежитие, библиотеку, почту, аюрведическую клинику и даже свой детский сад. Ведь в ашрам Аммы разрешено приезжать с детьми. Для паломников введен обязательный дресс-код - белая одежда, ее цвет в Индии символизирует чистоту и открытость.


Жилые здания ашрама Аммы

Ашрам йогина и врача Шивананда

Этот духовный центр основал в Индии мастер йоги Свами Шивананда. Здесь нельзя остановиться проездом. Если вы захотите поселиться в этом индийском ашраме, то нужно подготовить обстоятельное письмо, где аргументированно изложить цель приезда. Если вы подойдете, то питание и жилье будут для вас полностью бесплатными.


Вход в ашрам

Многие паломники предпочитают селиться рядом и за символическую плату посещать медитации, занятия по и лекции по философии. Для посетителей этого ашрама Индии предпочтительна .


Высокие оценки и положительные отзывы достаются пляжам южной части Гоа заслуженно

Международный Медитационный Курорт Ошо

Коммуна или ашрам Ошо в Индии основана духовным гуру - учителем Бхагван Шри Раджниша. Ашрам Ошо в Индии - это один из самых больших мировых центров персонального роста человека и медитации. Главная цель занятий в ашраме - раскрепощение сознания, освобождение от стереотипов и шаблонов, а также участие в духовных практиках. Но чтобы попасть в этот индийский ашрам, нужно обязательно сдать тест на СПИД.


После коммерциализации ашрама количество паломников значительно сокркатилось

В ашраме есть свой дресс-код - длинное бордовое (маруновое) платье. Считается, что этот цвет увеличивает коллективную энергию .


Ошо - основатель духовного центра и духовного направления нью-эйдж

Ашрам Махаватара Бабаджи в Индии

Недалеко от столицы Индии находится духовный центр для всех, кто занимается йогой - Ашрам Бабаджи. Этот ашрам можно назвать одним из самых гостеприимных. Даже самые скромные бытовые условия не становятся преградой для тех, кто желает найти духовное очищение и развитие. Одним из видов практики является омовение в священных водах реки Ганг, а также огненная церемония. Это очищение помогает достичь духовной свободы.


Ашрам Бабаджи расположен в труднодоступном месте Индии

В индийском ашраме запрещается надевать открытую одежду. Одежда должна быть свободной и непрозрачной. В идеале - .


Махаватар Бабаджи делился с людьми мудростью с 1970 по 1984 год

Духовный центр Учителя Ауробиндо

Основал этот духовный центр в Индии просветленный Мастер и Учитель Шри Ауробиндо. В настоящее время ашрам вместе образуют самодостаточную коммуну. Здесь в гармонии и взаимоуважении живут представители многих национальностей. В индийском ашраме для посетителей не предусмотрена специальная программа духовных практик. Основная цель, ради которой приезжают паломники - это медитация на могиле гуру Шри Ауробиндо и Матери. Паломники стремятся посетить уникальное сооружение, Матримандир, большую сферу, внутри которой находится зал для медитации.


Поклонение Учителю Ауробиндо и Матери
В таких гостевых домиках останавливаются паломники Ауровиля

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы в Индии

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы (или «Место наивысшего покоя») построен более сорок лет назад на пустыре. Сегодня это маленький городок, в котором есть все необходимое для жизни. Неподалеку разместились университеты и школы, которые основал ашрам. Интересен и Музей религий. Этот духовный центр в Индии посещали многие сильные мира сего, в том числе голливудские актеры и политики.


Духовный учитель Сатья Саи Баба

Паломники могут размещаться в отдельных номерах или в просторной комнате, которая вмещает до 150 гостей. В ашраме женщинам необходимо надеть - сари или пенджаби. Как вариант, возможна белая юбка и кофта, на плечи и голову нужно накинуть шарф. Для мужчин предпочтителен светлый костюм. А самая распространенная обувь для всех - .


Медицинский институт, основанный ашрамом Саи бабы

Ашрам гуру «Beatles» Махариши

Один из самых легендарных ашрамов Индии. Когда-то сюда стремились паломники со всего мира, в том числе и знаменитые музыканты «Битлз». Ныне Ашрам Махариши в запустении. От величественных сооружений, оборудованных кондиционером, сантехникой и другими благами цивилизаций, остались заброшенные корпуса, разрисованные залы и живописные развалины, в которых хозяйничают дикие джунгли. В 1968 году в Индию, в ашрам Махариши приехали участники «ливерпульской четверки». Но, не выдержав строгих условий, биттлы вскоре покинули ашрам.


Ливерпульская четверка проторила дорогу европейцам и американцам в индийские ашрамы

После этого центр принимал паломников еще полтора десятка лет. В 80-тых власти Индии основали на землях ашрама Национальный парк Шахаджи. За пару дней ашрам опустел. А гуру Махариши уехал из Индии на Запад.


Знаменитый на весь мир ашрам сейчас постепенно поглощается джунглями

Уклад жизни в ашрамах Индии

В ашрамах Индии довольно строгий распорядок дня. Обычно это ранний подъем, занятия йогой, медитации, работа с , знакомство с традициями страны, а также обязательные духовные беседы с учителем.


Взгляд индийских святых людей завораживает надолго

Для жизни в ашрамах Индии установлены правила:

  • Дисциплина с соблюдением распорядка дня
  • Определенный вид одежды или ее цвет
  • . Полный запрет алкоголя, табака и наркотиков
  • Трудотерапия. Считается, что через физический труд члены общины обретают душевное спокойствие и равновесие
  • Быт с минимальными удобствами. Впрочем, основное население Индии живет в таких же нешикарных условиях
  • Символическая плата за проживание, питание и участие в некоторых программах

Самоотверженное выполнение повседневных обязанностей на благо других и Бога
Условия проживания в ашрамах могут оказаться аскетичными
Желающие попасть на церемонию Ганга-пуджа специально выбирают даты поездки в ашрам

Условия проживания в каждом духовном центре Индии считаются весьма скромными. Поэтому любители комфорта предпочитают проживание в соседнем отеле, а в ашрам приходить на занятия. В среднем месяц проживания в индийском ашраме обойдется в 100-150$.


Найти свой свет, увидев его в других...

У большинства ашрамов Индии есть свои интернет-ресурсы. Приняв решение приехать сюда, не поленитесь связаться, чтобы забронировать место и не пропустить встречи с духовным гуру, который может быть в отъезде.