Эрмитажный мост. Панорама Эрмитажный мост. Виртуальный тур Эрмитажный мост. Достопримечательности, карта, фото, видео Чем знаменит Эрмитажный мост

Эрмитажный мост, построенный через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа, как и Прачешный мост был возведен одновременно с постройкой гранитных набережных реки Невы в 1763-1766 годах, и является одним из старейших мостовых сооружений Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что возведенный мост удачно вписался в окружающий его пейзаж благодаря своим закругленным продольным тягам, удачно завершающим подпорные стенки набережных и изящные выступы парапетов в сторону воды, которые, огибая контур моста, сливаются с аналогичными тягами набережных Невы.

Ранее, в 1718 – 1720 годах, на месте современного Эрмитажного моста, существовал деревянный подъемный мост, построенный вместе с возведением деревянных береговых стенок, и именовавшийся Зимнедворцовым. На протяжении почти полувека это деревянное сооружение периодически перестраивалось. В 1763-1766 годах ему пришлось уступить свое место новому, каменному мосту, красиво облицованному гранитными плитами правильной разрезки. Такое оформление моста, явилось большим художественным событием, так как в то время в Петербурге только начали появляться подобные каменные сооружения, которые имели абсолютно новые формы и очень гармонично сочетались с такими же, каменными набережными, отличавшимися простым профилем и строгостью очертаний.

Более полутора столетий Эрмитажный мост прослужил в таком своем гармоничном виде. За это время изменениям подверглась лишь его проезжая часть, когда булыжный покров ее был заменен деревянными торцами, а позже им на смену пришел асфальт.

В 1933 году было проведено обследование технического состояния этого сооружения, которое показало возникновение деформации в различных его частях, произошедшее под воздействием влаги. В частности, было обнаружено, что основания устоев моста размылись и от того обнажились «головы» передних рядов деревянных свай, кладка свода разрушилась, швы между камнями в некоторых местах разошлись, а некоторые из них и вовсе – исчезли. Стало ясно, что дальнейшая эксплуатация Эрмитажного моста может привести к его полному обрушению, вследствие чего требовалась срочная реконструкция этого старейшего строения.

В 1934 году, сотрудниками Ленмосттреста, инженером А. Д. Саперштейном и архи-тектором К. М. Дмитриевым, был разработан проект переустройства Эрмитажного моста, который предусматривал замену каменного свода железобетонным, с увеличением его ширины в сторону Невы на 1,44 метра. Кроме того, планировалось уменьшить строительную высоту пролетного строения на 0,5 метра, что должно было позволить смягчить продольные уклоны спуска к Зимнему дворцу с 8 до 4,5 и до 2,5%, от чего мост становился чуть менее «горбатым». Утверждая представленный проект переустройства моста, Архитектурный комитет Петербурга порекомендовал удалить подставки для фонарей, установленные в 19 веке. В остальном же, было предложено полностью сохранить прежний силуэт моста: его кривизну, выпуклость парапетов, уклоны въездов. Таким образом, после капитального ремонта, изменилась только конструкция свода Эрмитажного моста, а его исторические, архитектурные формы остались сохраненными в абсолютной чистоте, и, как раньше, продолжают «звучать в унисон» с архитектурным ансамблем двух других каменных «горбатых» мостов, с набережными Невы и с окружающими его зданиями Государственного Эрмитажа. При этом, длина моста составила 22,1 метра, ширина – 15,2 метра, в том числе ширина тротуаров – 2,1 и 2,08 метра, которые сопряжены ступенями: по пять в верховой стороне и по две - с низовой.

Говоря об Эрмитажном мосте, нельзя не упомянуть об одном художественном качестве его окружения, возникшее уже в первые десятилетия существования этого строения. Ведь здесь сформировался уникальный, яркий архитектурный фон, созданный в результате постепенного изменения внешнего облика комплекса зданий, ныне занимаемых Эрмитажем. Очевидно, что в этой среде, Эрмитажный мост играет далеко не последнюю роль. Когда здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра были соединены через Зимнюю канавку переходом-галереей, имеющим форму арки, произошло то, чего, может быть, не ожидали даже сами авторы, создавшие его. Дело в том, что если взглянуть с Первого Зимнего моста вдоль канавки, то можно увидеть открывающуюся взору изумительную перспективу, замыкаемую, как раз, Эрмитажным мостом. Овальные арки моста и перехода настолько гармонично сочетаются друг с другом, что создают неповторимую поэтическую игру линий.

Отражаясь в водах канавки, они своим гранитом и решетками, образуют с прибрежными зданиями высокохудожественный ансамбль, который оставляет по истине неизгладимые впечатления. Думается, что подобную архитектурную композицию, полную очарования и живописной обаятельности, не найти в других городах мира. Этот красивейший уголок Петербурга удивительным образом сочетает в себе классическую строгость и прелесть русской архитектурной красоты. Бесспорно, что этот замечательный ансамбль олицетворяет собой культурное беспримерное наследие нашей страны, из которого художники, поэты и декораторы всего мира, черпают темы и сюжеты для своего творчества. Архитекторы стремятся сюда, чтобы изучить высокие образцы классического наследия. Художники отображают на своих полотнах отдельные фрагменты этой красоты. Декораторы переносят на сцены театров уникальные архитектурные элементы. Фотографы делают неповторимые снимки, которые впоследствии находят место на страницах книг и альбомов. И, наконец, сюда приходят просто ценители красоты, чтобы воочию увидеть все великолепие и окунуться в магию этого места, бережно охраняющегося государством.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Эрмитажный мост через Зимнюю канавку соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Расположен по оси Дворцовой набережной у истока Зимней Канавки. Его длина — 12,2 метра, длина по задним граням устоев - 24,8 метра, ширина — 28,1 метров, ширина по карнизам - 16,5 метров.

Переправа представляет собой однопролетную арочную конструкцию со сплошным железобетонным сводом в виде бесшарнирной арки, очерченной по эллипсу. Толщина свода в замке — 25 см, в пяте - 65 см, размеры свода в свету — 9,73 м. Устои моста - из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом. Перильные ограждения выполнены в виде сплошных гранитных парапетов.

Тротуары выложены гранитными плитами, открылки моста имеют гранитные лестничные спуски для перехода на уровень набережных.

История моста

В 1720 году через канал перекинули деревянный разводной мост, построенный по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса. Мост был трехпролетным балочным на свайных опорах. Средний разводной пролет — двукрылый, раскрывался вокруг горизонтальных осей при помощи рычагов-«журавлей» и зубчатых колёс.

20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный по набережной канала, которая тем же указом была наименована Верхней Набережной улицей. Однако это название почти не употреблялось, и мост, как и канал, по-прежнему называли Зимнедворцовым. Переправа была узкой, рассчитанной на проезд одной телеги или коляски.

Проектирование и строительство широкого каменного моста у истока Зимней канавки велось в 1762-1766 годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной. Зимнедворцовый мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Имена строителей переправы до нас не дошли, однако известно, что проектированием Дворцовой набережной занимался архитектор С.А. Волков.

Переправа имела однопролётное арочное строение в виде «горбатого» свода из кирпича и известняка с прокладными рядами, гранитными фасадными арками и гранитным ограждением. Мост гармонично сочетается с массивной стенкой Дворцовой набережной, составляя с ней единое архитектурное целое.

На рубеже XVIII и XIX веков Зимнедворцовый мост иногда называли просто Дворцовым, а в 1829 году за ним закрепилось современное название - Эрмитажный, по расположенным рядом зданиям Эрмитажа и Эрмитажного театра.

В 1934 году из-за повреждения кирпичного свода мост был реконструирован по проекту инженера «Дормостпректа» А.Д. Саперштейн и архитектора К.М. Дмитриева. Кирпичный свод был заменен на железобетонный. Ширину моста увеличили на 1,4 метра в сторону Невы, высоту пролетного строения уменьшили на 0,5 метра, что позволило смягчить уклоны спуска к Зимнему дворцу. Мост стал менее «горбатым». Булыжное покрытие на проезжей части заменили на асфальтобетонное.

В 1979 году был произведен ремонт моста: выправлены гранитные плиты на тротуарах, отремонтировано булыжное покрытие на подходах к мосту, отпескоструена гранитная облицовка фасадов моста и устоев.

Дополнительная информация

Переправа получила мировую известность после выхода в 1887 году оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Авторы ввели в либретто эпизод, которого не было в пушкинской повести: в третьем действии героиня оперы Лиза бросается в воду Зимней канавки с Эрмитажного моста. В петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».

Сегодня Эрмитажный мост принадлежит к числу любимых мест у туристов, фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов Северной Столицы.

Эрмита́жный мост (ранее Зимнедворцо́вый, Верхнена́бережный) - мост через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга.

Расположение

Расположен по линии Дворцовой набережной между зданиями Эрмитажного театра (дом № 32) и Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34). Ближайшие станции метрополитена - «Адмиралтейская» (1,0 км), «Невский проспект» (1,2 км), «Гостиный двор» (1,2 км).

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был перекинут в 1718-1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I. Проект моста составил Харман ван Болес. Мост был балочным трехпролетным на свайных опорах. Средний разводной пролет состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей. На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 1763-1766 гг., одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе. Мост имел однопролётное строение в виде свода из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Береговые опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой, ограждение - сплошные гранитные парапеты. В 1934 году кирпично-плиточный свод моста был заменён на железобетонный (монолитный бесшарнирный) с выносными пятами и внутренним очертанием по эллипсу. При этом внешний облик моста был сохранён. Проект переустройства Эрмитажного моста был составлен сотрудниками Ленмосттреста инженером А. Д. Саперштейн и архитектором К. М. Дмитриевым. Около 1950 года в ходе реконструкции был восстановлен архитектурный декор пандусов.

Конструкция

Мост однопролетный арочный со сплошным железобетонным бесшарнирным сводом. Опоры на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Толщина железобетонного свода в замке - 25 см, у пят - 45 см; размеры свода эллиптической формы в свету составляют 9,73 м, при стреле подъема его внутреннего очертания 3 м. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты. Тротуары моста и набережных сопряжены ступенями.

Примечания

Литература

Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1986. - 280 с. Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. - Л.: Искусство, 1958. - 60 с. Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с. Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л.: Лениздат, 1971. - 192 с. Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1972. - 498 с. Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л.: Лениздат, 1991. - 320 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 446. - 511 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении…

Эрмитажный мост.

Общая информация

Эрмитажный мост – самый первый каменный мост Санкт-Петербурга. Его история тесно связана с Дворцовой набережной и формированием водного бассейна в центре Северной столицы.

Сохранившиеся гравюры петровских времен дают представление о том, что судоходных водных магистралей тогда было намного больше, чем в наши дни. Не стал исключением очередной канал, прорытый в 1719 году от речки Мья (старое название Мойки) к Неве. Его провели рядом с Зимним дворцом Петра I (сейчас входит в состав ) и назвали Зимнедворцовым. По Зимнедворцовому каналу, который нынче сильно обмельчал и носит имя Зимняя канавка, в ту пору двигались суда и Государь, как известно, большой поклонник навигации, выйдя из дома, мог сразу же сесть в лодку.

Эрмитажный мост и Зимний дворец Петра I.

Не удивительно, что предшественник Эрмитажного моста в месте слияния Зимнедворцового канала с Невой был разводным. Деревянная переправа, построенная по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса в 1720 году, представляла собой трехпролетное сооружение на свайных опорах с разводной средней частью. Пролет отводили в сторону вручную при помощи рычагов и зубчатых колес.

Мост назвали Зимнедворцовым и попытка переименования в Верхний Набережный указом 1738 года оказалась неудачной. До конца XVIII века мост сохранял старое название, постепенно сменившееся на Дворцовый.

В рамках проектирования гранитной Дворцовой набережной в 1766 году на месте узкого, рассчитанного на проезд одной кареты деревянного моста появился широкий каменный мост – первый в городе. Это однопролетное арочное строение гармонично сочеталось с обновленной набережной Невы. А когда галерея соединила здание Эрмитажного театра, возведенного на месте старого Зимнего дворца Петра I, со зданием Старого Эрмитажа, мостик дополнила романтическая арка и его стали называть Эрмитажным. По поводу этой арки существует легенда.

Суть ее состоит в том, что завистники автора постройки Джакомо Кваренги, желая опорочить его в глазах Екатерины II, убеждали императрицу в ненадежности конструкции, которая может обрушиться. После тщательной проверки всех расчетов в галерее был устроен грандиозный банкет с множеством гостей. Клеветники были посрамлены, так как арка нагрузку выдержала, и вопрос о ее прочности был исчерпан.

Легенда скорее всего является мифом, ведь современные историки приписывают авторство уникального архитектурного сооружения архитектору Ю. М. Фельтену, по проекту которого построен Старый Эрмитаж. Справедливости ради, следует отметить, что ранее считалось, что создателем арки все же является Д. Кваренги, построивший Эрмитажный театр. Оставим этот спор профессионалам, лишь отметим, что автор каменного Эрмитажного моста также неизвестен.

Неофициальное название «мостик Лизы» появилось в XIX веке благодаря опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Именно с него бросается в воду героиня спектакля. В повести А. С. Пушкина этого эпизода нет, однако композитор добавил его под впечатлением от истории гибели жительницы Петербурга, покончившей с собой на Эрмитажном мосту от несчастной любви.

Современный мост в результате реконструкции, проведенной в 1934 году по проекту инженера А. Д Саперштейна и архитектора К. М. Дмитриева, содержит в своей основе арочный железобетонный свод, высота которого над уровнем воды позволяет проходить прогулочным катерам.

Небольшой Эрмитажный мостик (по данным СПб ГБУ «Мостотрест» его длина составляет 12,2 метра, ширина – 28,1 метр) пользуется популярностью у фотографов и художников, он является одним из романтических символов Санкт-Петербурга.

Где находится Эрмитажный мост

Возле Зимнего дворца Мойку с Невой соединяет Зимняя канавка. Эрмитажный мостик перекинут у истока Зимней канавки между зданиями Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра по линии Дворцовой набережной.

Мост через Зимнюю канавку в Санкт-Петербурге. Впервые деревянный подъемный мост был построен на этом месте в 1718-1720 годах. Позже, в 1763-1766 годах на его месте построили однопролетный гранитный арочный мост с каменными парапетами по проекту Ю. М. Фельтена, который в 1934 году укрепили дополнительным железобетонным сводом взамен кирпичного, сохранив внешнее оформление моста.

Первое название моста, данное ему в 1738 году — Верхненабережный, в честь Верхней набережной, как тогда называлась Дворцовая набережная. Однако, к середине XVIII века мост чаще называли Зимнедворцовым, в честь находящегося поблизости Зимнего дворца. Наконец, в конце XVIII века появилось название Дворцовый мост, но и оно не стало окончательным. И только в 1828 году мост получил свое нынешнее имя по названию построенного рядом с ним Эрмитажного театра.

После того, как в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» появилось действие, когда Лиза бросается с Эрмитажного моста в воды Зимней канавки, у моста появилось обиходное название «Мостик Лизы».

С появлением в 1763-1766 годах у Эрмитажного моста гранитной конструкции, он стал первым каменным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей поверх него со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга, его часто фотографируют и изображают на туристических открытках.

Длина моста — 22,1 м, ширина — 15,2 м.

Туристу на заметку:

Посещение Эрмитажного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,