Кожевенная 27. Мой Питер. Особняк Брусницыных. Мистика в стенах поместья

Кожевенная линия Васильевского острова в Петербурге - не очень популярное место у туристов. Да и те петербуржцы, которые не живут рядом и не работают тут, редко бывают в этом районе. Этот заводской квартал на Юго-Западе Васильевского острова носит историческое название Чекуши, которое произошло от колотушек, используемых для разбивания слежавшейся муки, долго хранившейся на складах. По крайней мере, это самая популярная версия названия. Как я уже сказала, район этот наполнен заводами и складами, в частности, сейчас большую территорию района занимает Балтийский завод, одно из крупнейших судостроительных предприятий Петербурга. Казалось бы, не самое интересное место для экскурсий. Однако и этот район хранит в себе несколько жемчужин. Одной из них точно является особняк Брусницыных.

Вид на Кожевенную линию: слева бывший кожевенный завод, справа особняк.

Косая линия района Чекуш - территория Балтийского завода слева, здание бывшей богадельни семьи Брусницыных справа.

История семьи Брусницыных интересна, хотя и не сильно длинна. Отец семейства Николай Матвеевич Брусницын в первой половине 19 века приехал в Петербург из Тверской губернии. Будучи необразованным крестьянином и начав свое дело с небольшой кожевенной мастерской, он со временем стал владельцем огромного завода на 600 рабочих мест. А также Брусницын стал и купцом первой гильдии.

Кожевенный завод, принадлежащий Николаю Матвеевичу, был оборудован по последнему слову техники того времени. Купцами второй и первой гильдии стали и трое сыновей Брусницына. Кроме участка на Кожевенной линии, семье принадлежала территория и на Косой линии, где ими был построен дом, в котором располагалось общежитие для рабочих завода и богадельня, которую они полностью содержали. Построили это здание сыновья после смерти родителей в 90-е годы XIX века и в память о них: Дом призрения для малолетних детей-сирот имени Николая и Елены Брусницыных. Сейчас в этом доме на Косой линии размещается Государственная Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Архитектором здания был Павел Юльевич Сюзор. Он же через восемь лет возведет знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском проспекте. На третьем этаже центральной части здания размещалась домовая церковь с хорами. В росписи этой церкви принимали участие художник Николай Андреевич Кошелев (роспись главного купола московского храма Христа Спасителя - тоже его работа) и известный тогда мозаист Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко).

Брусницыны были очень богатыми людьми для своего времени, и денег на рабочих своего завода и содержание богадельни они не жалели. Перед 1917-м годом в приюте на полном содержании находились более 100 детей и более 50 стариков.

А мы можем любоваться красивым зданием, оставленным городу в наследство.

Однако вернемся к самому особняку, где жила семья. До постройки современного здания на этом месте стояло какое-то другое, которое и приобрел в свое время глава семьи вместе с участком, но особых сведений о той постройке не сохранилось. В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили "объём в три оси".

Основные улучшения особняка сделали уже братья после смерти отца в 1882 году. Этим занимался архитектор Ковшаров. Здание окончательно приобрело форму буквы Ш, нижняя перекладина которого обращена на Кожевенную линию, а короткие "ножки" уходят в сад за домом. В центральной части располагались общие помещения, во флигелях - спальни и личные покои.

Со стороны Кожевенной линии сохранилась оригинальная дверь - это парадный вход в дом, за ним расположена красивая лестница. Дверь эта сейчас заколочена, и войти через нее нельзя.

Фото можно увеличить щелчком мыши

Над входом располагался вензель семьи, в советское время сбитый и замененный серпом и молотом. В советское время в здании находилось управление завода Радищева, в который и превратился Кожевенный завод семьи Брусницыных.

Здание, честно говоря, находится в ужасном состоянии. Удивительно, что сохранилось хоть что-то. Сейчас оно практически не используется, завод не работает, в здание водят экскурсии и сдают его для фотосессий.
Проход в здание через обычную заводскую проходную. Миновав вполне типичные для советских учреждений коридоры, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в парадной столовой особняка.

Почти все убранство комнаты - подлинное. Большие стеллажи, правда, изначально располагались не здесь, они перенесены из каких-то подсобных помещений.

Потрясающе выглядит потолок, который на самом деле не резной деревянный, а выполненный лепниной, раскрашенной под дерево. Впрочем, весь особняк оформлен именно так - раскрашенная под тот или иной материал лепнина.

Интернет упорно утверждает, что большая люстра в этом зале не работает, но в мое посещение работала. Означает ли это, что какие-то работы по восстановлению особняка начались, я не знаю, но хотелось бы верить.

Тут же стоит прекрасно сохранившийся резной буфет:

Другой мебели, в том числе роскошного обеденного стола, не сохранилось. Сбоку от буфета можно видеть небольшую потайную дверь, на фото она открыта, которая ведет из столовой в бильярдную.

Из столовой мы попадаем в Белый зал. Это бальный зал, для танцев, его окна выходят на улицу.

Потолок в этом зале тоже украшен богатой лепниной. Раньше была и позолота, но от нее ничего не осталось. В советское время это все просто закрашивалось слоями краски.

Если говорить о стиле, в котором оформлен зал, да и весь дом, то официального названия он не имеет, неофициально называется "купеческим", а по простому: чем богаче, тем и лучше:)

Великолепную люстру в советское время "украсили" изображениями серпа и молота:)

К счастью, сохранился прекрасный мраморный камин.

Амурчики в оформлении камина.

Нельзя не упомянуть знаменитую легенду о зеркале Брусницыных. Она рассказывает нам о том, что во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало, до этого якобы висевшее в усыпальнице графа Дракулы. Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения. С самим семейством стали происходить необъяснимые явления: от ухудшения самочувствия до несчастных случаев, после одного из которых зеркало запрятали в кладовую. Так что на фото точно не оно:)

Рядом с Белым залом расположена великолепная курительная комната.

Комната оформлена в восточном стиле, и все это тоже раскрашенный гипс. Над входом надпись на арабском (что-то религиозное, кажется, "Слава Аллаху"), однако это всего лишь стилизация - конечно, купцы не были мусульманами. Напольное покрытие - современное.

Как раз рядом с курительной комнатой находится та парадная лестница, которая расположена у главного входа в особняк.

В советское время над лестницей был сделан настил, перекрытие, тут находился какой-то из отделов правления, стояли столы, работали люди, зато под настилом лестница прекрасно сохранилась.

Наверху лестницы расположено окно в зимний сад:

Рядом в эркере располагалось место для ожидания гостей, стояли удобные кресла, ожидающим был предоставлен полный комфорт.

Зимний сад был великолепен и тоже оборудован по последнему слову техники. В нем росли даже плодовые деревья. После революции все растения были переданы в Ботанический сад. Окна Зимнего сада выходят в обычный сад за особняком, зимой можно было наслаждаться контрастом зелени и снега.

Это вид на оранжерею со стороны Косой линии, через забор виден купол.

Еще одна сохранившаяся парадная комната - гостиная. Она интересна особенно тем, что здесь уцелели подлинные шелковые обои.

И сохранилась подлинная люстра. В советское время, конечно, в этом кабинете обитало начальство:)

Осталось показать ту самую бильярдную, вход в которую через потайную дверь в столовой. Конечно, это не единственный вход туда, можно пройти и из гостиной. Основа комнаты - бильярдный стол - утрачен, но сохранилось основное убранство, в том числе диванчики с подлинной обивкой, садиться на них не рекомендуется, ощущение, что набиты они исключительно пылью.

Вот такое интересное здание существует вдали от привычных туристических троп, прекрасный образец купеческого быта.

Что стало с Брусницыными после революции? Два брата эмигрировали, один остался в Петербурге, был арестован, выпущен и закончил свою жизнь в нищете, проживая в коммунальной квартире своей бывшей прислуги. Говорят, недаво приезжали потомки тех Брусницыных, которые эмигрировали во Францию.

Зеркало из особняка купца Брусницына (Ещё о городских легендах)
Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так. В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом…», не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то?» Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк. Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне: - Извините, но я уже не знаю, что вам предложить. - Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург - А-а! Это давняя история. Я как пришла рабо..

Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так.
В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом… », не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то? » Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк.
Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне:
- Извините, но я уже не знаю, что вам предложить.
- Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- А-а! Это давняя история. Я как пришла работать на зеркала, так много всякой литературы про них читаю. Однажды наткнулась на газетную статью о зеркальном полтергейсте, замеченном в прошлом веке в особняке купца Брусницына, что на Кожевенной линии. Брусницын оставил после себя целый архитектурный памятник федерального значения, - женщина заговорщицки подмигнула мне.
- И памятник зеркального полтергейста… Петербург хранит много легенд, - продолжала она.
- Одна из них о мистическом зеркале из особняка Брусницына.
Для оформления гостиной знатный российский кожевенник заказал из-за границы, куда часто ездил, большое зеркало. В Петербург зеркало доставили в начале ХХ века. Этот символ связи нашего мира с параллельным, этот желанный для хозяина предмет интерьера будто бы висел в одном из венецианских палаццо (итальянский городской дворец-особняк XV - XVIII вв.), где хранился прах графа Дракулы.
Знал ли об этом Брусницын, или нет - науке, как говорится, это не известно. Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили всяческие неприятности. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца - дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало запрятали в кладовую.
После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С.М.Кирова , а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода.
Через некоторое время зам. директора бесследно и загадочно исчез. Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.
Особняк долго пустовал. Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- Да-а, - вздрогнув, ахнув и многозначительно улыбнувшись, резюмировала я.
- Спасибо за рассказ, только я зеркальце пока покупать не буду...

Фотографии

виктор юльев

В начале лета основатели команды Tekstil Music Петр Ульянов, Артур Катаев и Денис Шубин открыли на Кожевенной линии Васильевского острова культурное пространство DOT - 2 тысячи квадратных метров на крыше бывшей кожевенной фабрики 1893 года постройки. За несколько месяцев в исторический городской квартал Чекуши вдохнули новую жизнь: рейвы и концерты с видом на Финский залив и новый вантовый мост здесь соседствуют с дизайнерским лофтом и особняком XIX века, который уже скоро станет центром притяжения официальных экскурсий. The Village побывал на Кожевенной линии, узнал, что там происходит сейчас и что будет происходить дальше.

Особняк Брусницыных

Кожевенная линия находится недалеко от Морского вокзала. С XVIII века здесь развивались кожевенные производства, а в советское время располагался Кожевенный завод имени А. Н. Радищева. Упадок промзоны, по воспоминаниям очевидцев, начался во второй половине 90-х. Сейчас в исторических зданиях на Кожевенной линии доминируют авторемонтные мастерские.

С шиномонтажом и автомойкой диссонирует историческая и архитектурная доминанта местности - особняк купцов Брусницыных (Кожевенная линия, 27), построенный в 1884 году. Обычно он закрыт для посторонних и давно привлекал краеведов-энтузиастов своей заброшенностью и сохранившимися подлинными интерьерами. Но уже в эту субботу, 24 сентября, в особняке пройдет первая бесплатная экскурсия в рамках проекта «Открытый город», организованного Смольным и Всероссийским обществом охраны памятников.

В программе: столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса, с впечатляющей лепниной и резным деревянным буфетом, танцевальный зал в стиле Людовика XV с мраморным камином, кальянная комната в мавританском стиле с уникальной люстрой, гостиная, стены которой обтянуты шелком столетней давности, бильярдный зал и оранжерея.

Проект «Открытый город» долгосрочный, так что официальные экскурсии в особняк будут теперь регулярными.

Летний проект

Через дорогу от особняка Брусницыных находится пространство дизайна InterLoft , созданное командой Freedom Team. Директор компании Дмитрий Тимуршин несколько лет искал субарендатора для крыши лофта. Tekstil Music же сначала всерьез рассматривали другую площадку - фабрику « » на Петроградской стороне. Хотели провести там двухдневный фестиваль, однако не встретили заинтересованность со стороны собственника. Так и сложилась история с Кожевенной линией: то, что задумывалось как фестиваль, переросло в полноценный летний проект.

«Все друзья и знакомые говорили: „Вы с ума сошли, сюда никто не поедет!“ Мол, это утопия - создавать летний проект при такой петербургской погоде и такой транспортной доступности острова. Но по итогам летнего сезона можем сказать, что решение открыться здесь было правильным», - рассказывает Петр Ульянов.

Самой трудозатратной оказалась инженерная составляющая - электро- и водоснабжение. А также расчистка от мусора: Артур Катаев говорит, что вывезли не одну тонну. Сейчас на самой крыше ничто о запустении не напоминает. Здесь выстроили две полусферы, одну из которых, крытую, используют как бар. «Мы два года подряд на „Казантипе“ участвовали в организации площадки Bubble Bar, архитектурный комплекс которого состоял из этих сфер, - рассказывает Артур. - Нам так нравится эта форма, что решили создать нечто подобное и в DOT. Приобрели доски, нарезали и собрали своими руками». Из других арт-объектов - причудливые формы из гипса от «Анатомического театра культуры»: скульптуры видит каждый, кто поднимается по сумрачной лестнице наверх. На самой крыше также функционирует фуд-корт, куда можно прийти в рабочий полдник и заказать веганскую пиццу «Береза и базилик ».

Помимо резидентов InterLoft, в здании работают другие арендаторы (например, как напоминание о былых временах 24 часа в сутки функционирует маленькое производство по выделке кожи и изготовлению одежды). Петр Ульянов вспоминает, что поначалу к новичкам отнеслись не очень дружелюбно: «Первый месяц было тяжело сотрудничать с арендаторами смежных помещений: здесь тишина, ничего не происходило. Внезапно появились мы и встряхнули этот покой. Но сейчас все привыкли, появились система и регламент».

Музыка

Впрочем, говорят основатели DOT, не со всеми соседями у них совпадают музыкальные вкусы. В окне соседнего здания висит плакат с надписью: «Поставьте что-нибудь другое».

На самом деле музыкальная программа DOT вполне разнообразна: от брейкбита и драм-н-бейса до «Пост-феста» - рок-события от группы «Психея». Самым же аншлаговым оказался концерт хип-хоп-исполнителя Ассаи. Однажды приютили заключительную часть фестиваля , который проводила дружественная команда , - по требованию городской администрации событие на Петровской косе свернули и за три часа перебазировали на Васильевский остров.

Музыкой в пространстве DOT ограничиваться не стали: на крыше бывшего завода проходили групповые занятия по йоге, инженерный театр АХЕ ставил «Пену дней», были соревнования по стритболу, а пару недель назад здесь отпраздновали День Василеостровского района.

В итоге за летний сезон в DOT побывало больше 10 тысяч человек, в основном люди старше 21 года. Пробовали проводить мероприятия для более молодой публики, но одна из таких вечеринок закончилась изрисованными в округе стенами, чего совсем не поняли другие арендаторы на Кожевенной линии.