Храмовый комплекс Гунунг Кави (Gunung Kawi Temple). Описание храма в деревне Тампаксиринг

Гунунг Кави — храм и погребальный комплекс на Бали, находится в Тампаксингере, к северо-востоку от Убуда. Культовый объект существует с XI века: строения и скальные святыни (канди) располагаются по обе стороны реки Пакейсан.

Каждая фигурка-святыня определена в отдельную выдолбленную в камне нишу высотой от 1 до 7 метров. Предполагается, что большинство памятников посвящено королю Анаку Вунгсу династии Удаяна и его женам.

В восточной части комплекса расположено пять храмов. Согласно самой авторитетной исследовательской территории, каждый из этих храмов воздвигнут в честь королевской особы: королю Удаяне и королеве Махендрадатте, а также их сыновьям — Эйрланге, Анаку Вунгсу и Маракате. Согласно этой же теории, храмы западной стороны посвящены наложницам.

У одной из святынь в восточной стороне сохранилась надпись, в дословном переводе гласящая: «Король создал здесь храм».

Как добраться до Гунунг Кави

Посетить легендарные королевские гробницы Гунунг Кави на Бали можно с организованными турами и экскурсиями: например, совместить с поездкой к рисовым террасам Тегалаланг или в столь популярный у туристов Парк слонов .

Вариант для самостоятельных путешественников — брать в аренду скутер или машину и добираться за рулем, так как автобусов по маршруту нет. Расстояние: 13 км от Убуда, 37 км от Денпасара, 45 км от Куты.

Гунунг Кави на панорамах Google Maps

Видео: усыпальницы Гунунг Кави

К сожалению, в Гунунг Кави (Gunung Kawi) рядом с Тампаксиринг мы приехали буквально с последними лучами солнца. Но даже за короткое время мы смогли оценить это невероятное древнее место. Здесь очень красиво вокруг, а огромные сооружения, вырезанные в скалах, загадочные и необычные. Гора Поэта точно будет моим еще одним любимым местом на Бали! Всем очень советую здесь побывать.

Прежде чем показать красоту Горы Поэта ("Поэт" это кстати Шива), уточню где она находится. Как я уже писала, Гунунг Кави рядом с Убудом два: один в деревне Себату (на карте точка салатового цвета, пост ), а второй, про который я расскажу в этот раз, в местечке Тампаксиринг (на карте точка красного цвета).

Вечернее время нас спасло в плане отсутствия туристов, которых, судя по количеству всевозможных магазинчиков, здесь бывает не мало! Пройдя через небольшие ворота мы увидели лестницу, уходящую далеко вниз. Пока мы по ней спускались, только и успевали смотреть по сторонам.


Вокруг рисовые террасы, теряющиеся в зарослях кокосовых пальм и других кустарников. Мы были в самой гуще этих ярусов.
В самом низу лестница проходит по узкому коридору между высоких стен и заканчивается аркой прорезанной в скале, перед которой на возвышении стоит сосуд наполненный святой водой. Можете ей побрызгать себе на голову перед тем как войти на территорию комплекса.
Кроме нас на территории были местные жители, они, видимо, готовились к вечерней церимонии в храме. Мы за ними на другой берег реки не пошли, решили сначала рассмотреть то что было ближе к нам.
А было здесь то, ради чего все едут в это место. Четыре огромные 8 метровые ниши с гробницами, вырезанные в скале, которые называются чанди. На этом берегу 4 ниши и гробницы в них пустые (ложные), никто здесь не похоронен.

4 ложных чанди. Гора Поэта (Gunung Kawi)


Дальше мы перешли на противоположную сторону реки по мостику.
С моста открывается красивый вид на реку Пекерисан и другие гробницы.
Эти чанди считаются настоящими. До сих пор точно не известно кому посвящен весь этот комплекс. Есть несколько версий его происхождения, одна из них мифическая, которая говорит о том, что чанди выскреб ногтем за одну ночь могущественный гигант Кебо Ива просто потому что ему было скучно:) Одно ясно точно, что это всё для царских особ, а центральная чанди видимо для самого главного.
Не по далеку от гробниц храм Пура Гунунг Кави, а за ним целый комплекс древних пещер и ниш вырезанных в скалах (к сожалению темнота уже не позволяла нам их сфотографировать). Сделаны они были для работников комплекса, священников и монахов.
Темнеет на Бали быстро, к сожалению, в этой темноте ничего видно не было, и мы стали возвращаться обратно к машине. Очень многое в Гунунг Кави можно еще посмотреть: это и пещеры в скалах и священная река Пекерисан со святым источником и рисовые террасы вокруг комплекса. Поэтому если соберётесь сюда - приезжайте пораньше, чтобы успеть всё увидеть:)
Заключительным этапом нашего насыщенного и долгого дня была дорога до отеля Great Mountain View , который расположен в одной из деревушек, в самом сердце острова, среди джунглей, рисовых террас и недалеко от величественного вулкана Агунг. Найти путь к отелю оказалось нелёгкой задачей, по английски в глубинке мало кто может пару слов связать, да и когда темнеет, на улице практически никого нет. Но мы справились с этим, и вот вся наша компания путешественников уже сидит в небольшой кафешке отеля, а в далеке сверкает гроза освещая силует вулкана Агунг. После вкусного ужина и увлекательной беседы с управляющим Ньоманом мы разошлись по своим домикам и быстро уснули. Завтра нас ждал удивительный рассвет...

Еще из "три дня по бали":

Сегодня расскажу про нашу утреннюю прогулку по древнейшему пещерному городку Гунунг Кави (Gunung Kawi) 11 века, знаменитому своими королевскими гробницами, высеченными прямо в скалах.

Что же привлекло нас в этом месте, также называемом "долиной королей" или "горой поэтов"? Я, к примеру, совсем не люблю руины, раскопки, останки крепостей и тому подобное, впрочем, как и легенды, связанные с ними. Меня, в первую очередь, заинтересовал тот факт, что Гунунг Кави находится практически в овраге, у реки, чтобы пройти к нему, нужно спуститься на 371 ступеньку вниз. А затем, вернувшись обратно, можно позавтракать в кафешке с видом на вулкан, в утренних лучах солнца.

Сами местные балийцы, да и все источники, вроде Lonely Planet, заявляют, что Гунунг Кави – это магическое место, его нередко включают в маршруты по "местам силы" на Бали. Я не почувствовала на этих руинах какой-то там особенной силы. При этом скалы, действительно, необычные, как и высеченные в них гробницы, древние казематы, с нишами для медитаций, и монашеские домики. Учитывая факт, что мы были там на рассвете и встретили лишь одну пару туристов, прогулка особенно понравилась. Тишина, и местами мрачноватость пещер Гунунг Кави придали какую-то таинственность этой поездке 🙂 Любопытно? Тогда читайте дальше.

Немного про отношение к захоронениям

В России, чаще всего, принято считать кладбище – местом скорби, при этом, в других странах, отношение к местам захоронений отличается. Например, в Европе, и на , мы нередко заходили на кладбище прогуляться и поболтать, как ни странно – о жизни)) За счёт того, что там всегда чисто и прибрано, все дорожки расчищены, чаще всего на этих кладбищах какая-то спокойная, но не угнетающая атмосфера, а кроме того, всегда тихо, свежо и спокойно, поют птички, прыгают белки и бурундуки, много зелени, иногда есть даже небольшое озеро 🙂

Но, кстати, и в России бывают исключения – в Питере мы жили рядом с Богословским кладбищем, и каждое утро я приходила туда на пробежку. Особенно приятно было бегать там зимой. В отличие от парка по соседству, дорожки на кладбище чистили каждый день, так что, никакие сугробы не были помехой.

Только дважды в году я чувствовала себя неуютно во время пробежки – в день рождения и день смерти Виктора Цоя, его могила находится как раз на одной из центральных аллей, по которым я бегала)) В эти дни, там тусили фанаты с гитарой, дежурство у них было всю ночь, так что по утрам, иногда, в буквальном смысле, приходилось перепрыгивать через горы праздничных венков, плакатов, через гитары и уснувших у подножия памятника, поклонников 🙂

Но вернёмся к Бали!

К речке ведут ступеньки, по обе стороны от которых – рисовые поля


по мере приближения к гробницам, постепенно с двух сторон вырастают каменные стены, получается словно спуск в тоннель,

Перед входом – святой источник. Несмотря на то, что суммарно на Бали мы живём уже больше 8 месяцев, Лёша вовсе не на автомате совершает балийскую традицию, окропления святой водой, скорее просто захотел обрызгать меня водой))

еще немного, и выходим на «главную арену», вот они гробницы (видете 4 гигантских углубления в скале? – Это они и есть, забавно – могилы под пальмами, что-то в этом есть))

Повсюду камешки с правилами поведения, вдруг, кто-то не догадается, что на гробницы залазить не стоит 🙂

тут же жилище монахов – комнатки выдолблены прямо в скале,

ну что сказать, скромненько так жили))

Пройдя по каменному мосту через бурную речку,

попадаем к храмам

и другим гробницам, через гущу листвы их можно разглядеть уже с моста. Мрачновато выглядят, не правда ли?

Солнце ещё только поднимается и эту овраговую нишу пока ещё не осветило. Из-под гробниц бьёт источник

Вода, говорят, священная. Благодаря какому-то магическому алгоритму, она поднимается из реки и выливается из разных источников в бассейн с карпами, может ими и освящается)) в общем каким-то загадочным образом циркулирует

Здесь у бассейна – своеобразный перекресток трех дорог: налево пойдёшь – к рисовым полям

и водопаду попадешь,

вниз пойдешь – реку найдёшь,

ну, а направо – путь в храм и монашеские кельи. Монахом становиться не обязательно, но разуться, судя по надписи на ступеньках, нужно

Холоднющий и влажный фундамент не располагает к длительным прогулкам, так что я буквально краем глаза заглянула, что да как, и быстрей обратно:)

Лёша вообще не захотел разуваться, отмазался тем, что мои фотографии прекрасно передают всю атмосферу, и он с удовольствием всё посмотрит на экране монитора))

Ну, а по храмовой территории можно и в обуви ходить

Еще до поездки я прочитала, что гробниц всего 10, но у всех на фотографиях я видела только 5 – с одной стороны оврага

и через мост 4 – с другой, вот они в лианах, но все упорно пишут про 10..

Проведя на территории комплекса около часа, мы случайно нашли ту самую 10-ю гробницу, до которой многие туристы, побывавшие здесь, не доходят. По крайней мере, её фотографию, я ни у кого не видела))

Наверное, всё дело в том, что к ней ведет вовсе непримечательная тропа среди рисовых полей,

упирающаяся в скалу с дверным проёмом – это фото совсем не передаёт размеры 🙁

Проходим сквозь скалу,

ещё метров 5-10, и дорожка превращается действительно в сказочную – ведёт вдоль обрыва над оврагом. Хотя может такая ассоциация пришла в голову, благодаря освещению, смотрите

Вначале вышли на залитую солнцем поляну, с нарядно украшенным алтарём, видимо по случаю

потом к медитационным «домикам»

не ожидала увидеть их здесь так много

Стены давно поросли мхом и лианами

Здесь же и 10-ая гробница, также высотой в 7 м. Словно для наглядного примера, для оценки величины, мимо проходит балиец

Вот она гробница с барельефами, а мертвецами-то и не пахнет))

Остановились буквально на секунду сделать одно фото, это вам где можно словно заворожённым и полчаса с открытым ртом простоять, глядя на всё действие.

А вообще, самое удивительное кладбище я запомнила в горной деревушке , там мы видели висячие гробы, приколоченные прямо к скалам и целую пещеру с гробами, в которые можно было даже украдкой заглянуть.. что мы и сдедали))

Полчаса огородами, т.е. рисовыми полями,

перепрыгивая через оросительные системы каналов,

здороваясь с работниками рисовых полей,

и частично пройдя через деревню, мы вышли к кафе, лесенка к которому начиналась от самого входа, вот он собственно, красавец вулкан Агунг))

Правда позавтракать нам здесь не удалось – кафе работает с 9 утра, несмотря на то, что сам комплекс открывается в 7. Ну любят туристы поспать, а значит и смысла открывать кафе так рано тоже нет, как видите столики пустуют))

Впрочем, я не расстроилась, у нас дома, с террасы, вид на Агунг, так что мы и так, каждое утро завтракаем папайей с видом на горы))

На выходе мы встретили первых туристов у кассы,

Кстати, с утра пораньше касса не работает, так что билеты (правда уже с оторванным контролем)), мы купили у работника, выдающего саронги

Вход в Гунунг Кави:

  • для взрослых 15000 тыс. рупий ($1,5);
  • для детей 7500.

На входе – сувенирная лавка с деревянными поделками

больше всего распространены деревянные скульптурки Будды

Но моё внимание привлекли то ли подсвечники, то ли используемые для чего-то другого, поделки из кокоса

Вот такая красота ручной работы, с самым простым узором отнимает у мастера 2 рабочих дня, с более сложным – одну неделю, а стоит всё это от $2, и это первоначальная цена без торга!!

Вдумайтесь, сколько стоит рабочий час этого человека!! С другой стороны, работники также получают примерно $2 в день, только выполняют тяжёлый физический труд под палящим солнцем.

Гунунг Кави на карте

Просмотреть Бали (сайт) на карте большего размера

отели рядом с Gunung Kawi В ближайших статьях – балийские пляжи и лайфхаки для самостоятельных путешественников, так что оставайтесь с нами!

Описать комплекс Gunung Kawi (Гунунг Кави) я могу как очень вдохновляющий и атмосферный, окутанный множеством тайн и просто живописный. Неспроста он считается одним из самых выразительных мест из разряда must see неподалеку от Убуда. Ну что ж, давайте увидим его своими глазами!

Немного истории и общая информация

Гунунг Кави – это на самом деле два храмовых комплекса, но, так как расположены они всего в 5 километрах друг от друга, их предпочитают объединять в один. Место это пропитано атмосферой старинных сказаний и легенд. Если заранее поискать во всезнающем гугле, можно найти несколько историй, неразрывно с ним связанных. И все они о древних балийских королях, живших много веков назад.

Главный храм состоит из 10 каменных усыпальниц, каждая высотой около 7 метров. Они находятся рядом с обрывом, что придает картине живописности и монументальности. Судя по большинству преданий, храм был построен в честь правителя, жившего в 10-11 веках. Имя его Анак Вунгсу, а количество усыпальниц объясняется тем, что вместе с ним были похоронены несколько его жен и любимых наложниц. Кроме усыпальниц, на территории храма расположены кельи монахов, которые следят за территорией, храмом, усыпальницами и просто кармической составляющей этого места.

Один из самых интересных моментов посещения Гунунг Кави – спуск к храмовому комплексу. Чтобы оказаться здесь, придется преодолеть около 300 ступенек вниз! Правда, ваш путь будут скрашивать живописные виды. Многочисленные кустарники, пальмы, рисовые террасы – все это настраивает на умиротворяющий лад и ощущение свободы и гармонии.

Кстати, из этой растительности, щедро данной природой, местные умельцы делают красивейшие сувениры: ажурные и практически невесомые. Купить их можно около касс или в лавочках, которых немало вдоль спуска. Цены – от 2 долларов. Кстати, на обратном пути можно умыться или попить воды в святом источнике, который течет перед входом в комплекс.


Да, весьма величественно для сооружения, построенного в 10-11 веках. Храм на территории комплекса действует по сей день. Это значит, что войти в него вы можете только без обуви, в одежде, прикрывающей плечи и колени. Ну а если вы одеты неподобающе – прямо на входе можно взять саронг.

Время работы и стоимость билетов

Насколько мы поняли, храм доступен для посещения с самого утра – с 5.00. По крайней мере, мы были в 5.30, и нас пропустил контролер, продав билет в обход кассы, которые открываются с 7.30. Закрывается комплекс в 18.00.

Стоимость входа в Гунунг Кави:

  • 7 500 рупий для детей (0.75 доллара);
  • 15 000 рупий для взрослых (1.5 доллара);

Как добраться до Гунунг Кави

Достопримечательность находится в 35 км от Денпасара и всего в 16 км от Убуда. Пещеры-гробницы расположились на берегах реки Пакерисан, ну а деревушка, к которой административно относится храм, называется Тампаксиринг (Tempaksiring).
Чтобы добраться сюда самостоятельно, нужно выехать их города в сторону Goa Gajah, и после этого места свернуть на улицу Jalan Raya Pejeng. По этой дороге нужно ехать, не сворачивая, до указателя «Гунунг Кави».

Перед комплексом есть небольшой рынок, около которого есть парковка, где можно оставить свое транспортное средство.

К сожалению, с общественным транспортом на туго, и никакие автобусы и маршрутки до Гунунг Кави не ходят.

На Бали великое множество храмов, но есть один, который запомнился нам особенно — комплекс королевских гробниц и храмов Гунунг Кави. Находится Гунунг Кави недалеко от Убуда в деревне Тампаксиринг (Tampaxiring). Построенный примерно в XI веке, он является самым древним индуистским храмом Бали. Расположен он на берегах реки Пакерисан (Pakerisan) среди огромных скальных массивов, в которых и вырублены гробницы и пещеры для монахов.

Мы приехали туда на закате и едва успели войти до закрытия (вход закрывается в 18 часов). Это лучшее время для посещения (17 часов) — других посетителей уже практически нет, окрестные горы постепенно погружаются в сумрак, а небо расцветает розовато-сиреневыми облаками. Билетная касса была уже закрыта, и билеты нам продали мужчины, дающие напрокат саронги. Входной билет стоил 15 000 IDR — не так дорого, как в других храмах.

Для входа в храм надо обязательно одеть саронг и пояс.

Воздействие места начинает чувствоваться еще на пути к храму, когда нужно пройти в буквальном смысле через скалу, в которой кто-то заботливо сделал проем и вырезал степени вниз. А с обоих сторон от этой лестницы простираются прекрасные склоны с рисовыми террасами.

Спустившись по многочисленным ступеням и пройдя сквозь каменную арку, попадаешь на территорию храма.

Дорога налево ведет к первому скальному комплексу. Это четыре впечатляющие огромные ниши с барельефами-памятниками, высеченными в прибрежной скале. Называются они «Чанди» (candi). По официальной версии, это — гробницы короля Бали и Явы Анака Вунгсу, его жен и наложниц. Впрочем, есть версия, что это не могилы, а только памятники членам королевской семьи. Величественные и мрачные, они возвышаются над тобой, и ты невольно начинаешь предаваться философским мыслям о времени, вечности и тщете всего сущего.

Гунунг Кави наполняет внутренней тишиной, особенно заметной под звук текущей реки.

По каменному мосту можно перейти на восточный берег, где расположены храмовые постройки и еще один комплекс из пяти Чанди.

Здесь под Чанди расположены небольшие фонтанчики с водой. Вода, поступающая сюда из высокогорных озер и проходящая сквозь древние памятники, считается святой.

Справа от восточного комплекса Чанди расположен храм. Храм действующий, и сюда каждый день приносят подношения.

В одном из пространств храма в скале вырезаны ниши, которые явно использовались в качестве пещер для медитаций, по крайней мере это первое, что пришло мне в голову, когда я туда пришел. Хотелось сесть в одну из них и созерцать.

А можно подняться выше по тропинке и пойти по дорожке мимо целого ряда келий, вырубленных в скале. А рядом будут джунгли со своими звуками, запахами. И вот тут появляется ощущение, что ты где-то в затерянном мире, где кроме тебя нет ни единого человека.

Где-то еще есть водопад, но мы до него не дошли. У нас было не так много времени до темноты, поэтому мы не стали особо задерживаться, и с наступлением сумерек пошли обратно.