Бразилия государственное устройство. Государственное устройство и политическая система бразилии. Федеративная республика бразилия


Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее 5 штатов. Обсуждение и голосование законопроектов, которые являются инициативой Президента Республики, Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, начинается в Палате депутатов. Законопроект, одобренный одной из палат, рассматривается другой палатой и в случае одобрения направляется для промульгации, а в случае отказа отклоняется. Если в законопроект вносятся поправки, то его возвращают в первоначальную палату. После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционности, а у Президента Республики есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации.

Государственное устройство и политическая система бразилии

Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом. Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией. В компетенцию федеральной законодательной власти входит дарование натурализации, законодательство, касающееся гражданской и уголовной ответственности министров Короля; бюджеты и счета государства; определение армейского контингента.
Конституция Бельгии содержит специальный раздел Компетенция. В Таким образом, ясно, что, говоря о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами, нельзя употреблять термин «компетенция» вместо терми­на «предметы ведения». Компетенция - это свойство, присущее лишь госу­дарственному органу.
Государству же присуще другое свойство - суверенитет.

Государственное устройство бразилии

Формирование собственного национального права заняло весьма длительный период. В 1850 г. был принят Торговый кодекс (ТК) Бразилии, в 1857 г. составлена «Компиляция гражданских законов», в которую также включалось колониальное законодательство. Первый ГК Бразилии был принят только в 1916 г. (вступил в силу с 1 января 1917 г.).


Либеральная Конституция 1891 г. установила в Бразилии президентскую форму правления и федеративное устройство. Серьезные изменения в правовой системе Бразилии произошли с приходом к власти национал-реформистского правительства.

Бразилия

Внимание

Президент, вице-президент, губернаторы и вице-губернаторы избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обязательного голосования из числа канди- датов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае необходимости проводится 2-й тур, в котором принимают участие 2 претендента, получившие наибольшее число признанных действительными голосов. Конституционная поправка 1997 допускает переизбрание высших должностных лиц на 2-й сроколо Палата депутатов избирается по пропорциональной системе с применением преференциального вотума, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат - по мажоритарной системе.


Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат обновляется на 1/3 и 2/3.

Введение

Независимость Стремление отстаивать политическую независимость появилось у Бразилии ещё в начале XVIII века, в колониальную эпоху. В то время Португалия была господствующей стороной, а Англия оставалась основным потребителем товаров, производимых в португальской колонии. В 1808 году Наполеон начал захватническую войну против Португалии, вследствие чего португальский король Дон Жуан VI со двором переехал в Рио-де-Жанейро.


Пребывание короля в Бразилии позволило ей приблизить независимость. Уже в 1815 году колониальный статус Бразилии был отменён, и она вошла в состав Объединённого Королевства на равных правах с Португалией.

Государственное устройство бразилии 2014

Через год после этого, в 1889 году, была провозглашена республика Бразилия. В 1930 году президентом Бразилии стал Жетулиу Варгас, ввевший затем в стране личное правление – диктатуру. В 1954 году высшие офицеры бразильской армии совершили политический вооруженный переворот, и к власти фактически пришел маршал Умберту Кастелу Бранку.
Сейчас Бразилия является политическим и экономическим лидером в Южной Америке. Современное бразильское общество сформировалось в результате слияния представителей многих культур. Именно поэтому бразильская культура такая разнообразная и интересная.

Важно

В Бразилии родилась капоэйра – одно из самых красивых боевых искусств в мире. Капоэйра появилась среди чернокожих рабов как ответ на жестокость со стороны белых плантаторов. Еще одна характерная черта бразильской культуры – танец «самба».

Государственно-политическое устройство бразилии.

Высший суд правосудия выносит решения по обвинению против губернаторов и других должностных лиц штатов, имеет право пересмотреть решения нижестоящих судебных органов и занимается толкованием законодательства. Кроме того, в стране действуют Высший суд по трудовым вопросам, Высший избирательный суд, Высший военный трибунал, а также общие и специальные суды на уровне штатов, местные суды и суды присяжных для рассмотрения уголовных дел. Судебная власть пользуется административной и экономической автономией.


В выборах в Бразилии могут участвовать граждане не моложе 16 лет. Для всех грамотных граждан в возрасте от 18 до 69 лет участие в выборах является строго обязательным.

Государственный строй бразилии

В отличие от большинства других стран региона здесь на протяжении почти ста лет после получения независимости продолжало действовать некодифицированное колониальное законодательство. Последнее было включено в подготовленную в 1857 г. «Компиляцию гражданских законов». Она переиздавалась несколько раз и использовалась вплоть до Первой мировой войны.

Проект бразильского ГК, который составил Аугусто Тейшера Фрейтас в 1856-1865 гг., стал одной из наиболее значительных вех в кодификации латиноамериканского гражданского законодательства.Хотя ГК и не был принят ни в Бразилии, ни в иной стране региона, он содержал ряд идей, которые на несколько десятилетий опередили представления о гражданской кодификации, в том числе в европейских странах.

Политическое устройство

Конституции были исключены некоторые положения, устанавливавшие различия между национальным и иностранным капиталом и закрывавшие последнему доступ в ряд отраслей бразильской экономики (нефтяная и горнодобывающая, промышленность, телекоммуникации, внутренний транспорт). Трудовое законодательство в Бразилии возникло в начале 1930-х гг. в период правления Президента Варгаса, пытавшегося взять рабочее движение под контроль. По Закону 1931 г. он запретил профсоюзам заниматься политической деятельностью.

Прогрессивные профсоюзы преследовались. Были приняты меры по созданию «корпоративных» профсоюзов (с участием предпринимателей). В то же время правительство Варгаса сделало отдельные уступки трудящимся. В 1932 г. оно провело Закон о 8-часовом рабочем дне.
Были созданы сельскохозяйственные колонии для безработных. В 1943 г. принят Трудовой кодекс (консолидированный трудовой закон).

Государственное устройство бразилии кратко

Как на структуру, так и на содержание ГК Бразилии сильно повлияло Германское гражданское уложение (ГГУ) 1896 г. Первоначально жена по ГК рассматривалась как простое продолжение мужа, обладавшего, в соответствии с романскими традициями, единоличной властью в семье. Семейное право находилось под сильным влиянием католической церкви.

Развод в Бразилии был разрешен только в 1977 г. Конституция 1988 г. уравняла супругов в правах, признала равный статус детей, рожденных в браке и вне его. Согласно ст.226 Конституции церковное бракосочетание имеет силу гражданского акта.Гражданский брак может быть расторгнут после законного отделения (сепарации) в течение более 1 года в случаях, предусмотренных законом, и после фактического раздельного проживания в течение более 2 лет.При отсутствии в брачном договоре указаний на режим имущества супругов избранным считается режим общности (ст.258 ГК).

Триста лет территория современной Бразилии фактически принадлежала Португалии. В 1822 году Бразилия объявила о независимости. В 1888 году было юридически отменено рабство на территории страны , а 1889 году провозглашена республика.

В 1930 году к власти пришел Джетулайо Варгас и с этого момента на территории Бразилии существовал военный режим. В 1985 году военный режим добровольно уступил власть демократическим силам.

Бразилия сегодня, несмотря на все существующие сложности в экономике - мощнейшая страна в Южной Америке. В январе 2010 Бразилия стала непостоянным членом совета безопасности ООН.

География Бразилии

Местоположение:

Восточная Южная Америка, омываемая Атлантическим океаном

Географические координаты:

Общая площадь: 8 514 877 кв. км

суша: 8 459 417 кв. км

вода: 55 460 кв. км

примечание : включительно Аркипелаго де Фернандо де Норонха, Атол Рокас, Илья да Триндаде, Илхас Мартин Ваз, и Пенедо де Сао Педро e Сан-Паулу

Сухопутные границы:

Общая протяженность: 16 885 км

примечание: Бразилия провела перепись в августе 2000, сообщив о населении 169 872 855; но это приблизительно на 3.8 % ниже, чем оценка американского Бюро переписи

Структура возрастов:

0-14 лет: 26.7 % (мужчин 27,092,880/женщин 26 062 244)

15-64 года: 66.8 % (мужчин 65,804,108/женщин 67 047 725)

65 лет и более: 6.4 % (мужчин 5,374,230/женщин 7 358 082) (оценка 2009)

Средний возраст:

От общего числа населения: 28.6 лет

мужчин: 27.8 лет

женщин: 29.3 лет (оценка 2009)

18.43 рождений/1000 (оценка 2009)

Федеративная республика Бразилия

Тип государственного устройства:

Федеративная республика

Столица: Бразилиа

географические координаты : 15 47 S, 47 55 W

Административные округа:

26 штатов (эстэдос, эстэдо) и 1 федеральный округ (дистрито федеральный);

  1. Алагоас
  2. Амапа
  3. Амазонас
  4. Сеара
  5. Эспириту-Санту
  6. Мараньян
  7. Мату-Гросу
  8. Мату-Гросу-ду-Сул
  9. Минас-Жерайс
  10. Параиба
  11. Парана
  12. Пернамбуку
  13. Пиауи
  14. Рио-де-Жанейро
  15. Риу-Гранди-ду-Норти
  16. Риу-Гранди-ду-Сул
  17. Рондония
  18. Рорайма
  19. Санта-Катарина
  20. Сан-Паулу
  21. Сержипи
  22. Токантинс

Площадь Бразилии . 8511996 км2.

Население Бразилии . 207.8 млн. чел. (

ВВП Бразилии . $2.346 трлн. (

Расположение Бразилии . Бразилия - наибольшее государство . На севере граничит с , Французской Гвианой, на северо-западе - с , на западе - с и , на юго-западе - с и , на юге - с . На востоке омывается водами .

Административное деление Бразилии . Государство разделено на 23 штата, один столичный округ и 3 федеральных территории.

Форма правления Бразилии . Республика, с федеративным государственным устройством.

Глава государства Бразилия . Президент, избираемый на 5 лет.

Высший законодательный орган Бразилии . Национальный конгресс (двухпалатный парламент, состоящий из Федерального сената и Палаты депутатов).

Высший исполнительный орган Бразилии . Правительство.

Крупные города Бразилии . Сан-Паулу, Салвадор, Белу-Оризонти, Ресифи, Куритиба, Порту-Алегри, Белен, Манаус, Форталеза.

Государственный язык Бразилии . Португальский.

Климат Бразилии . На территории Бразилии выделяют 6 основных : экваториальную, тропическую, тропическую высокогорную, тропическую атлантическую, полузасушливую, субтропическую. На большей территории страны среднегодовая температура выше + 20 °С, что обусловлено близостью и невысоким подъемом . В целом для районов Бразилии характерны сухая зима и дождливое лето. Годовое количество осадков уменьшается от 3000 мм на западной Амазонской низменности до 500 мм на северо-востоке.

Флора Бразилии . Территория бассейна покрыта сельвой - вечнозелеными влажными труднопроходимыми . На остальной территории преобладают .

Фауна Бразилии . Для животного мира Бразилии характерны пума, ягуар, оцелот, муравьед, лиса, обезьяны, олень, броненосец, тапир, редкая кустарниковая собака, ленивец, опоссум, крокодил, большое количество птиц, насекомых и пресмыкающихся. В реках опасны кайманы и пираньи.

Реки и озера Бразилии . Крупнейшие реки - Амазонка, Сан-Франсиску. Последняя образует каскад водопадов Паулу-Афонсу высотой 84 м.

Достопримечательности Бразилии . Исторические кварталы города Оре-Прету тщательно отреставрированы и в настоящее время охраняются как национальное достояние Бразилии и памятник мирового значения. В столице - Дворец Итама-рати, кафедральный собор, Музей современного искусства, Индейский музей, Этнографический музей и многие другие. Символом Рио-де-Жанейро является гора Корко-вадо со статуей Христа Спасителя. Знаменит ежегодный карнавал.

Полезная информация для туристов

Традиционные покупки - интересные и занимательные сувениры: индейские сосуды, негритянские амулеты или изделия из красного дерева пау-бразил. Лучшее место для покупки сувениров - ярмарка «Хиппи», проходящая в воскресенье. Рио имеет также крупные торговые центры - Рио Сул и Барра Шоппинг. Серьезные покупки, которые стоит делать в Бразилии, - натуральные драгоценные камни: бриллианты, изумруды, топазы.

Бразилия входит в десятку наиболее криминальных стран мира. Не рекомендуется носить дорогостоящих ювелирных украшений, крупные суммы денег, оставлять на пляже без присмотра одежду, фотоаппараты и кошельки, принимать приглашения от малознакомых людей. Не посещайте районы факел (трущоб) даже в дневное время. Никогда не оставляйте документы, деньги и ювелирные украшения в номере отеля (отели не несут ответственность за пропажу вещей из номера). В курортных предместьях Рио, в Манаусе, у безопасно.

Чаевые в дорогих ресторанах и барах составляют 10% от счета (если в него не входит плата за обслуживание); в дешевых закусочных - 1-2 реала; в кафе на пляже не приняты; носильщику в отеле или аэропорту дают 1 реал; таксисту округляют счет в большую сторону.

Форма правления в Бразилии, согласно ст. 2 переходных положений Конституции, была установлена как временная, так как в стране должен был пройти референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (парламентская или президентская). Данная норма понадобилась для того, чтобы после 20 лет военной диктатуры граждане адаптировались к демократическим отношениям и сознательно выразили свое мнение о монархических тенденциях, распространившихся в стране. Референдум прошел 21 апреля 1993 г.: большинство граждан высказались за президентскую республикуК

Президент и вице-президент избираются всеобщим, равным и прямым голосованием на четыре года с нравом переизбрания . Выборы проводятся за 90 дней до окончания полномочий президента, находящегося в должности. Победившим считается кандидат от политической партии, набравший абсолютное большинство голосов (ст. 77). Статья 14 устанавливает возрастной ценз для занятия должностей президента и вице-президента - 35 лет.

Президент является главой исполнительной власти (ст. 76), он единолично назначает и смещает федеральных министров, после получения одобрения Федерального сената назначает судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц (ст. 84). Президент Бразилии наделен правом введения состояния обороны и чрезвычайного положения, правом осуществлять федеральное вмешательство в дела субъектов федерации , осуществляет помилование и является верховным главнокомандующим вооруженными силами Бразилии (ст. 84). Объем его полномочий и сфера их применения значительно более обширны, чем у президента США, поэтому часть экспертов характеризует форму правления в Бразилии как супер?президентскую республику.

Согласно ст. 89 Конституции Бразилии при президенте существует консультативный орган - Совет Республики . Его членами являются: вице- президент, председатель палаты депутатов; председатель Федерального сената; главы правительственного большинства и оппозиции в палате депутатов; главы правительственного большинства и оппозиции в Федеральном сенате; министр юстиции; шесть бразильских граждан по рождению старше 35 лет, два из которых назначаются президентом Республики, два - избираются Федеральным сенатом и два - палатой депутатов, - все на три года без нрава назначения на повторный срок. Данный консультативный орган имеет право высказываться по вопросу федерального вмешательства, введения состояния обороны и чрезвычайного положения, а также важных вопросов, касающихся стабильности демократических институтов. Президент Бразилии имеет право приглашать государственных министров участвовать в заседании Совета, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к их полномочиям (ст. 90 Конституции Бразилии).

Еще одним консультативным органом при президенте, регулирующим вопросы, связанные с национальным суверенитетом и обороной демократического государства, является Совет национальной обороны. Он вправе давать свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира, введения состояния обороны, чрезвычайного положения и состояния федерального вмешательства; предлагать критерии и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и давать свое заключение об их эффективном использовании, особенно в отношении приграничных зон и зон, которые связаны с сохранением и эксплуатацией естественных ресурсов любого характера; изучать, предлагать и контролировать развитие инициатив, необходимых для обеспечения гарантий национальной независимости и обороны демократического государства (ст. 91 Конституции Бразилии).

В области правотворчества президент обладает правом законодательной инициативы, издает подзаконные нормативные правовые акты - декреты и распоряжения, может наложить полное или частичное вето на законопроект.

Таким образом, институт президентства является ведущим в системе государственных органов власти Бразилии.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом,

который состоит из палаты депутатов и Федерального сената, избираемых на четыре года. Депутатом может быть лицо старше 21 года.

В соответствии со ст. 45 Конституции палата депутатов избирается по пропорциональной системе на всей территории страны, причем избиратели голосуют не за партии, а за кандидатов, предложенных партиями. Общее число депутатов пропорционально численности населения; необходимое для этого регулирование проводится в течение года, предшествующего выборам, таким образом, чтобы ни одна из единиц федерации не была бы представлена менее чем восемью или более чем 70 депутатами. Каждая территория избирает двух депутатов. Таким образом, палата депутатов представляет собой орган общенационального представительства.

Федеральный сенат представляет субъекты федерации - штаты и Федеральный округ - и формируется на основе мажоритарной системы выборов. Каждый штат и Федеральный округ избирают трех сенаторов на восемь лет. Представительство каждого штата и Федерального округа обновляется каждые четыре года, попеременно на 1/3 и на 2/3. Каждый сенатор избирается одновременно с двумя заместителями, возрастной ценз для сенаторов установлен в 35 лет.

Статья 48 Конституции Бразилии предусматривает следующие полномочия Национального конгресса : устанавливать налоги и распределять доходы; принимать годовой бюджет; устанавливать численность личного состава вооруженных сил; объединять и разделять территории или штаты после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями; предоставлять амнистию; регламентировать административную, судебную организацию, прокуратуру; организовывать телекоммуникации и радиовещание; регламентировать финансовые, вексельные и денежные вопросы, деятельность финансовых учреждений и их операции; заниматься денежным обращением, пределами эмиссии денег и размером федеральных долговых обязательств и др.

Статья 49 Конституции Бразилии регламентирует исключительную компетенцию Национального конгресса , к которой относятся такие полномочия, как:

  • - вынесение окончательного решения по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;
  • - уполномочивание президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание; дача разрешения президенту и вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более 15 дней;
  • - принятие решения о введении состояния обороны и федерального вмешательства, уполномочивание на введение осадного положения или прекращение действия любой из этих мер;
  • - прекращение действия нормативных актов исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;
  • - ежегодное вынесение решения об отчетах, представляемых президентом Республики, и дача оценки докладам об исполнении планов правительства;
  • - контроль за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;
  • - дача согласия на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;
  • - уполномочивание на проведение референдума и назначение плебисцита;
  • - разрешение на землях индейцев эксплуатации гидроресурсов, а также разведки и эксплуатации минеральных ресурсов;
  • - одобрение в предварительном порядке отчуждения или сдачи в концессию публичных земель площадью свыше 2500 га и др.

Статья 49 Конституции относит к исключительной компетенции палаты депутатов право начинать процесс в отношении президента, вице-президента и государственных министров; проверять данные в отношении отчетов президента, если они не были представлены в конгресс в 60-дневный срок после открытия законодательной сессии, и др.

Статья 52 Конституции Бразилии устанавливает исключительную компетенцию Федерального сената. Речь идет о проведении судебного процесса и осуждение президента и вице-президента Республики и государственных министров в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью; проведение судебного процесса и осуждение судей Федерального верховного суда, Генерального прокурора Республики и Генерального адвоката Союза за преступление, квалифицируемое как злоупотребление властью; предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора: магистратов, судей Счетного трибунала Союза, назначаемых президентом Республики; губернаторов территорий; председателя и директоров Центрального банка; генерального прокурора; уполномочие на проведение внешних операций финансового характера; установление пределов и условий субсидий под гарантии Союза в отношении внешних и внутренних кредитных операций; прекращение исполнения, полностью или частично, законов, объявленных неконституционными окончательным решением Федерального верховного суда и др.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат Национального конгресса, президенту Республики, Федеральному верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору и гражданам по предметам, предусмотренным Конституцией Бразилии. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее пяти штатов. После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционное™; у президента Бразилии есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-диевный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Статья 92 Конституции Бразилии устанавливает следующие органы судебной власти: Федеральный верховный суд; Высший трибунал правосудия; федеральные областные суды и федеральные судьи; трибуналы и судьи по трудовым делам; трибуналы и судьи по избирательным делам; военные трибуналы и судьи; трибуналы и судьи в штатах, Федеральном округе и территориях.

Высшим судебным органом страны является Федеральный верховный суд , который в соответствии со ст. 101 Конституции Бразилии состоит из 11 судей, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Эти судьи назначаются президентом после одобрения их кандидатур абсолютным большинством членов Федерального сената. Статья 102 устанавливает основное полномочие Федерального верховного суда - конституционный контроль.

Как уже говорилось, Бразилия - федеративная республика. Субъектами являются 26 штатов и один Федеральный округ (столица г. Бразилиа). Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам Конституции Бразилии 1988 г. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на четыре года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти.

Действующая Конституция была принята в 1988 г. и является восьмой по счету в истории страны.

По форме правления Бразилия - президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический.

Высший законодательный орган - двухпалатный Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы - на 8 лет).

Палата депутатов является органом общенационального представительства. Число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению, но не должно быть менее 6. Федеральные территории представлены двумя депутатами (каждая). Депутаты избираются по пропорциональной системе и правилу наибольшей средней.

Федеральный Сенат (верхняя палата) представляет субъектов федерации. Каждый штат, как и федеральный округ, представлен 3 сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе. Каждые 4 года Сенат обновляется попеременно на 1/3 и 2/3.

Национальный конгресс обладает обычными для латиноамериканских парламентов полномочиями: установление налогов и распределение государственных доходов; утверждение долгосрочного плана, бюджетных директив, годового бюджета, кредитование, государственный долг и выпуск денег; установление и изменение численного состава вооруженных сил; национальные и региональные программы развития; государственные границы, воздушное и морское пространство, а также собственность Республики; объединение, разделение или отделение территорий или штатов; объявление амнистии; административное устройство, судебная система, организация Генеральной прокуратуры и Государственной адвокатуры Республики, территорий и федерального округа; создание, трансформация и ликвидация государственных должностей и постов; создание, определение структуры и сфер ответственности министерств и правительственных учреждений.



Исключительной прерогативой Конгресса является: ратификация международных договоров и соглашений, уполномочие Президента Республики объявлять войну, заключать мир, разрешать проход иностранных войск через национальную территорию или временное их нахождение на этой территории, разрешение Президенту Республики или Вице-президенту покидать страну, если их отсутствие будет превышать 15 дней, санкционирование объявленного Президентом военного или осадного положения, федерального вмешательства, а также приостановление этих мер; избрание 2/3 членов Федерального Счетного трибунала; санкционирование референдумов и плебисцитов; контроль за деятельностью федеральной администрации.

Для осуществления последнего полномочия Конгресс наделен следующими правами: рассматривать каждый год отчеты, представленные Президентом Республики, и оценивать выполнение программ правительства; надзирать и контролировать, прямо или через Федеральный Сенат и (или) Палату депутатов, акты исполнительной власти, включая и акты косвенного администрирования; приостанавливать нормативные акты исполнительной власти, которые превышают ее регламентарные полномочия.

Каждая из палат Национального конгресса обладает, кроме того, собственной компетенцией. Палата депутатов может 2/3 голосов возбуждать процедуру импичмента в отношении Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, избирать членов Совета Республики, принимать свой регламент и организовывать собственные службы. Полномочия Сената значительно шире: он принимает решение об ответственности Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, членов Федерального Верховного суда, генерального прокурора, генерального адвоката Республики, дает согласие на назначение судей, губернаторов в федеральных территориях, председателя и директоров Центрального банка, глав постоянных дипломатических миссий, разрешает производство внешних финансовых операций Союза, федерального округа, штатов и муниципалитетов, назначает часть членов Совета Республики и др.

Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде случаев палаты заседают совместно- при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно заседающих палат и его изменении, при получении посланий Президента Республики, при рассмотрении вопроса о вето Президента на законопроект.

Законодательная инициатива принадлежит членам палат Конгресса, Президенту Республики, Федеральному Верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору Республики и гражданам Республики в случаях и по предметам, предусмотренных Конституцией. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только Президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее 5 штатов.

Обсуждение и голосование законопроектов, которые являются инициативой Президента Республики, Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, начинается в Палате депутатов. Законопроект, одобренный одной из палат, рассматривается другой палатой и в случае одобрения направляется для промульгации, а в случае отказа отклоняется. Если в законопроект вносятся поправки, то его возвращают в первоначальную палату.

После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционности, а у Президента Республики есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-дневный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Палаты Национального конгресса (раздельно и совместно) образуют расследовательские комиссии. Палата представителей или Федеральный Сенат, так же как любой их комитет, может пригласить министра страны для предоставления заранее определенной информации, а его отсутствие без уважительной причины влечет уголовное преследование.

Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. - 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент.

Как глава государства Президент присваивает знаки отличия и почетные звания; осуществляет помилование и уменьшает срок наказания; назначает, после утверждения Федеральным Сенатом, судей Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, губернаторов территорий, генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других государственных гражданских служащих, если это требуется законом; других федеральных судей и генерального адвоката Республики; часть судей Федерального Счетного трибунала, членов Совета Республики и Совета национальной обороны (с согласия Сената).

В области внешних связей устанавливает отношения с зарубежными странами и дает аккредитацию их дипломатическим представителям; подписывает международные договоры и соглашения.

В сфере законодательства Президент осуществляет право законодательной инициативы, санкционирует, промульгирует законы и распоряжается об их опубликовании, имеет право налагать вето на законы, осуществляет делегированное законодательство, в случае срочной необходимости издает акты с силой закона (с последующим представлением их в Конгресс).

В области внутренней и внешней безопасности Президент наделен правом объявлять военное и осадное положение; объявлять федеральное вмешательство; осуществлять верховное командование вооруженными силами, поощрять высших офицеров и назначать их на должности; созывать и председательствовать в Совете Республики и Совете национальной обороны и т.д.

Президент реализует исполнительную власть на федеральном уровне при помощи министров государства. Как глава исполнительной власти он назначает и отстраняет федеральных министров; осуществляет высшее руководство государственной администрацией; направляет в Конгресс, когда открыта законодательная сессия, правительственное сообщение и план, описывающие положение в стране и требующие необходимых действий; представляет в Конгресс многолетние планы, бюджет и бюджетные предложения, установленные в Конституции.

Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Бразилии в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Наибольшую роль в формировании бразильского права сыграла юридическая культура бывшей метрополии - Португалии, основанная на традициях римского права. Конституционное право во многом следует модели США, уголовное право испытало влияние французского и итальянского образцов, а гражданское было кодифицировано под воздействием германского законодательства.

В колониальный период в Бразилии применялись сборник законов португальских королей - Ордонансы королей Альфонсов III и IV (Ordenaoes Alfoncinas) конца XIV - начала XV в., Ордонансы Филиппа 1603 г. (Ordenaoes Filipinas), которые так же, как и испанское законодательство, заимствовали ряд положений из римского и канонического права.

Формирование собственного национального права заняло весьма длительный период. В 1850 г. был принят Торговый кодекс (ТК) Бразилии, в 1857 г. составлена "Компиляция гражданских законов", в которую также включалось колониальное законодательство. Первый ГК Бразилии был принят только в 1916 г. (вступил в силу с 1 января 1917 г.).

Весьма сильно отставала Бразилия от других стран региона и в конституционно-правовом развитии. Только в 1889 г. здесь была наконец провозглашена республика. В 1888 г. Бразилия, последней из всех "цивилизованных" стран в мире, отменила рабство. Либеральная Конституция 1891 г. установила в Бразилии президентскую форму правления и федеративное устройство.

Серьезные изменения в правовой системе Бразилии произошли с приходом к власти национал-реформистского правительства. В первый период правления Президента Варгаса (1930-1945) в Бразилии впервые было введено современное трудовое и социальное законодательство. Конституция 1934 г. закрепила социальную функцию собственности. Однако глубокие социальные реформы носили не демократический, а авторитарно-полицейский характер.

Рекодификация бразильского права продолжалась на протяжении всего ХХ в. В 1940 г. был принят новый УК Бразилии, в 1941 г. - УПК, в 1973 г. - ГПК. В 1975 г. начаты работы над проектом нового ГК.

Важнейшим этапом в развитии бразильского права стало принятие демократической Конституции 1988 г., подведшей черту под многолетним периодом военно-бюрократических диктатур. Сохранив прежнюю президентскую форму правления, новый Основной закон включил специальный раздел об экономическом и финансовом строе государства. Экономический порядок в стране основывается на труде человека и свободной инициативе с целью обеспечения всем достойного существования в соответствии с социальной справедливостью. Наряду с широким перечнем традиционных прав и свобод личности бразильская Конституция содержит некоторые нововведения. В частности, это касается введения процедуры хабеас дата , согласно которой бразильские граждане и иностранцы, проживающие в стране, могут иметь доступ к информации, которой располагают государственные органы, и процедуры mandate d"injuncaо, т.е. требования издать судебный приказ всякий раз, когда отсутствует какая-либо правовая норма, вследствие чего наносится ущерб гражданству или независимости (суверенитету) гражданина.

Конституция 1988 г. закрепила беспрецедентный по своей широте и детализации набор социальных и трудовых прав: право на труд, на отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, социальную защиту; право на помощь детям и беспризорным. Особенно подробно регламентируются права трудящихся.

В целом современная правовая система Бразилии отличается высоким уровнем развития, логической стройностью, новаторством и оригинальностью подходов ко многим вопросам государственно-правового строительства. Ее пронизывает дух социального прогресса, прав личности и демократии, что резко контрастирует с сохраняющейся нищетой широких народных масс.

Основным источником права признается законодательство федерации и штатов. К исключительной компетенции Союза относятся гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное, космическое право. К конкурирующей компетенции Союза, штатов и федерального округа - трудовое, исправительное, экономическое и градостроительное право, некоторые бюджетные вопросы, образование, культура, обучение и спорт, защита юношества и др. В этой сфере федерация устанавливает только общие принципы, а детальным регулированием ведают штаты и местные органы власти.

Иерархию законодательных актов составляют Конституция, органические законы (именуются в Бразилии дополнительными), обычные законы, делегирующие законы, законодательные декреты, резолюции Конгресса, декреты и постановления Президента, инструкции министров.

Бразильской правовой системе известен институт делегированного законодательства. Конгресс может делегировать законодательные полномочия Президенту Республики путем принятия резолюции, в которой указывается предмет и срок делегирования. Конституция определяет круг вопросов, запрещенных для делегирования (организация судебной власти и прокуратуры, вопросы гражданства, личных, политических и избирательных прав граждан и ряд других).

Судебная практика в Бразилии трактуется с позиций континентальной системы, согласно которым суды лишь применяют право, а не создают его. За решениями Верховного суда признается значение источника единообразного толкования неоднозначно сформулированных правовых норм.

Статья 4 Вводного закона, относящегося к ГК Бразилии, также предусматривает возможность применения обычая (или аналогии) при "молчании" закона.