Церковь преображения господня на острове кижи. Церковь преображения господня Храм преображения господня на острове кижи

В разных краях
Оставляем мы сердца частицу
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня..
.

Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. Вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня в Кижах.

Удивительная двадцатиглавая церковь была возведена в 1714 году, раньше на этом же месте стояло здание другой церкви (она сгорела дотла), о ней есть записи в летописях начала XVII века. Исследователь кижского погоста архитектор А. В. Ополовников предполагает, что новую церковь возвели в честь Полтавской битвы

Дерево, как и любой другой строительный материал, требует знания своих особенностей. Кижские мастера понимали, как нужно с ним работать. Выстроить из бревен округлое здание было затруднительно, а квадрат - слишком простая, «неторжественная» форма. Потому-то основной фигурой при постройке был выбран восьмерик. А уже к нему пристраивались боковые прирубы, ориентированные по сторонам света. Таким образом, в плане храм напоминает крест.

Восьмериков в здании три, они двухъярусные, каждый меньше предыдущего. Поэтому-то здание так напоминает своими очертаниями пирамиду. Углы основного восьмерика украшены бочками и главами, на третьем располагается большая венчающая глава. Она возносится на высоту в 37 метров. Каждый из куполов имеет чешуйчатое украшение, а концы тесин, образующих кровлю, вырезаны специальным образом - их тень образует дополнительный орнамент на кровле.

Преображенская церковь в Кижах строилась на средства, собранные и подаренные прихожанами. Что ж, они были щедры. Иконостас церкви был самым крупным в храмах Олонецкой губернии. Его высота превышает 8 метров, а длина больше 25 метров. Иконостас украшает не только центральную часть, но и северо-восточные и юго-восточные грани прирубов, раньше он имел завороты даже на боковые стены.

В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 - в праздничном, 29 - в деисусном, 28 - в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы.

Фотографии церкви Олега Семененко

Наплывали Кижи, приближаясь
К теплоходу белому, притихшему.
Чайки жадные, погоней позабавясь,
Навещали островки, их породившие.

Куполами деревянными приветствуя
И порадовав просторами Онежья,
Остров Кижи мне навеял эту песню
И забрал тоску на время прежнюю.

Для язычников служил он капищем.
Сохранив традицию в веках,
Вере во Христа он стал пристанищем,
Зодчеством церквей прославив край.
На ладонь свою он принял звонницы,
Храмам и часовням дал приют.
Избами крестьянскими запомнился,
Где преданья старины живут.

Долгою зимой я вспомню лето,
Пасмурный и дымчатый денёк…
Заповеданными тропами согретый,
Хрустнет на душе моей ледок.

Ю. Демянская, 2004 г.
"Кижская сказка"


Кижи в живописи

Борис Щербаков Утро в Кижах

Галина Трешкина Кижский мотив

Сергей Зверев Кижи

Владимир Марков Преображенская церковь. Кижи

По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.

Юрий Пименов Кижи. Старинная красота

Легенды о Церкви Преображения Господня в Кижах

Самая знаменитая кижская легенда, которую знают даже те, кто на Кижах и не бывал, связана с плотником Нестором, построившим жемчужину острова -деревянную Спасо-Преображенскую церковь без единого гвоздя. Будто бы после окончания работы забросил он свой топор в озеро со словами: "Николи не было, николи не будет".

Другая легенда связана с особенностями рельефа острова. Дело в том, что на нем имеются воронки глубиной до трех метров. Они образовались в результате вытаивания глыб льда. Когда-то на месте одной из воронок стоял дом, где молодёжь, вопреки обычаям, слишком часто устраивала вечеринки. В наказание за этот грех дом провалился. Только двум девушкам было видение, чтобы они покинули дом. Они послушались, но чем дальше отходили от него, тем бoльше любопытство овладевало ими. Они оглянулись и в тот же миг превратились в две ели, которые до сих пор растут на острове.

И еще одна связана с событиями Великой Отечественной войны. В 1999 году российские новостные агентства сообщили, что Карелию посетил бывший финский летчик, 84-летний Лаус-Дей Саксель, который спас во время второй мировой войны от разрушения уникальный памятник мировой деревянной архитектуры - Преображенскую церковь на острове Кижи. На пресс-конференции ветеран заявил, что когда его самолет снизился и он увидел красоту и величественность церкви, то его рука не поднялась сбросить на нее бомбы. Он дал команду своему напарнику, и они улетели, сбросив бомбы в Онежское озеро.

М. Матусовский.

Кижская легенда

Не за года, а за сутки, поди же,
В белую ночь, не уснув до утра,
Выбрав пригорок на острове Кижи,
Не выпускал он из рук топора.

Был его замысел смел и просторен
Да и сноровка была неплоха
Сосны смолистые брал он под корень
А из осин выгибал лемеха

Издалека различимое всюду,
В северном мраке враз засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие вверх купола...
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».
Знал он, какая ждала их судьба, -
Мастер, закончив свою работенку,
Пот отирал тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
«Церковь - промолвил он, - выстроил Нестор.
Не было, нет и не будет такой»

Как праздничная песнь, ансамбль звучит
Торжественным аккордом - церкви в небо!
Их силуэты в белой северной ночи
Мне будут сниться, хотя я там не был.

Савин Дима, 12 лет

Издалека силуэт 22_главой Преображенской церкви почти невозможно отличить от высоких островерхих елей, растущих на соседних островах. Но по мере приближения к Кижам, силуэт церкви растет, открываются соседние постройки, и, наконец, весь ансамбль…

История Кижей восходит ко временам «старины далекой». Эти места издавна населяли финские народы - карелы и вепсы. Вероятно, тогда на этом месте существовало языческое капище, потому что на языке карелов слово «кижи» означает «место игрищ». Известно, что Спасский Кижский погост на маленьком островке на Онежском озере уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень на окрестных островах и на Заонежском полуострове. Уже тогда, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте стояли деревянные церкви - «Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святой Богородицы». Но только в 1714 году на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры, принесшее Кижам мировую славу.

Построенная в 1714 году, в петровские времена, Преображенская церковь, тем не менее, теснейшим образом связана с допетровскими традициями древнерусского деревянного зодчества. Здесь, неподалеку от новой русской столицы, шла своя собственная художественная жизнь, в которой сохранялись отголоски старой русской культуры.

Неверно встречающееся иногда в популярной литературе утверждение, будто Кижи не имели аналогов в русском деревянном зодчестве. За пять лет до постройки Преображенской церкви, в 1708 году, в селе Анхимове близ города Вытегры было построена 24_главый храм Покрова Богородицы, силуэт которого был практически повторен ко святость места, строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства - храм в Вытегорском посаде и храм в Кижах. Оба они построены в начале XVIII века и в сущности, тождественны по приему» - писал академик И.Э. Грабарь. Внешнее сходство, обилие общих мотивов и элементов, географическая близость двух памятников дали основание считать, что обе церкви были построены одними и теми же мастерами. Но, к сожалению, храм Покрова в Анхимове до наших дней не сохранился - он сгорел совсем недавно, в 1962 году…

Кижские мастера в совершенстве владели трудным искусством создания ансамбля. Различные по высоте и силуэту, церкви Кижского погоста составляют единую живописную группу, которую невозможно представить стоящей, например, на городской площади или среди тесной городской застройки - нет, этот ансамбль был задуман для жизни среди просторов Русского Севера. «Скажем сразу, - пишет исследователь русского деревянного зодчества Я.В. Малков, - нет адекватных средств, чтобы описать Кижское чудо. Никакие словесные, самые подробные портреты и описания, никакие цветные фотографии и слайды не могут вызвать и передать то особое волнение, которое испытываешь в поле ее тяготения. Это резонанс души. Это эффект шедевра, где ни убавить, ни прибавить». Не зря существует легенда, что мастер по имени Нестор, строивший Кижскую церковь, по окончании работы забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже не построит никогда - «Нет и не будет такой!»

Главный элемент ансамбля - это, несомненно, Преображенская церковь, самое сложное сооружение среди всех сохранившихся памятников северного деревянного зодчества. Высота Преображенской церкви до креста центральной главы составляет 35 метров. Зодчий, создавший храм, был неподражаемым творцом форм и мотивов. Центральный объем храма образован тремя восьмериками убывающих размеров. Двадцать две крытые лемехом главы церкви ярусами уносятся в поднебесье, создавая незабываемый и уникальный, ни на что не похожий силуэт. Размеры глав варьируются в разных ярусах - во втором ярусе главы чуть меньше, чем в первом, в третьем - больше, чем в первом и втором, а в четвертом главки самые маленькие. Над ними - крупная, примерно в три раза больше, центральная глава, увенчивающая все сооружение.

В 1970_е годы, в период эйфорических, поверхностных восторгов по поводу русского деревянного зодчества, в одночасье ставшего «модным», распространилось и прочно засело в головах убеждение, что церковь в Кижах якобы построена «без единого гвоздя». Неизвестно, кто придумал этот миф. На самом деле, в строительстве Преображенской церкви в изобилии использованы кованые железные гвозди - ими крепились фронтонные доски-причелины. После праздничного ощущения, создаваемого внешним обликом храма, интерьер кижской церкви несколько разочаровывает - он прост и торжественен, нет ни ярких фресок, ни затейливой резьбы, ни цветных изразцов. Вместо них - мощные бревенчатые стены, широкие доски половиц, массивные дверные косяки. Только лавки, стоящие вдоль стен храма, слегка тронуты скупой резьбой. Как и в большинстве северных церквей, главным украшением Преображенской церкви были иконостас и «небо» - роспись потолка. Но первоначальное убранство храма погибло в годы Великой Отечественной войны, а иконостас был полностью переделан в середине XVIII столетия, получив новые иконы и пышную барочную золоченую резьбу, которая не совсем вяжется с простым и суровым интерьером храма. От раннего убранства сохранилось только несколько икон: «Зосима и Савватий в житии», «Георгий в житии», «Преображение».

Преображенская церковь в Кижах относится к тем великим чудесам света, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз о них услышать. «Она все время разная, - пишет Я.В. Малков, - с воды и из глубины острова, в солнце и в туман, утром и вечером, летом и зимой, вблизи и издали. Она «всефасадна». Она неприступна и манит…» Что ж, нам добавить к этим словам нечего - разве только присоединиться к ним…

Преображенская церковь в Кижах

Русское деревянное зодчество имеет богатые и давние традиции. Собственно, когда-то вся Русь была деревянной. По градам и весям Киевского и Московского княжеств возводились терема, избы и амбары, соборы, церкви и монастыри, мосты, остроги и крепости. По свидетельствам древних летописцев и путешественников, многие из них отличались редкой красотой и художественным совершенством. К сожалению, в отличие от камня время в большинстве случаев дерево не особенно щадит. Почти на всей территории России, кроме некоторых отдаленных ее краев, уже не осталось памятников деревянного зодчества. Тем более ценно то, что удалось сохранить в Карелии и, в частности, в Кижах.

Еще в далекие языческие времена карелы называли «кижатами» место для игр, игрищ. Отсюда и пошло название одного из 1650 островов Онежского озера. Названия всех островов знают, наверное, лишь местные жители, а вот остров Кижи известен всему миру. Именно здесь русские строители сумели поднять архитектуру сельской церкви и крестьянской избы до уровня мировых шедевров.

Кижи – островок небольшой. Он расположен у северо-западных берегов Онежского озера: с юга на север вытянут на 7–8 километров в длину, в ширину всего до полутора километров. Ныне это безлесный остров с маленькой, всего в несколько дворов, деревушкой, а в XV–XVI веках здесь было крупное поселение – Кижский погост. В старину слово «погост» обозначало довольно большую административно-территориальную единицу, состоявшую из множества сел, деревень, выселков и починков. Погостом же называлось и самое крупное, центральное поселение этого округа, в котором сосредотачивалась вся духовная, культурная и хозяйственная жизнь.

Тогда же, в XV веке, на Кижском погосте была построена одна из первых в этих краях шатровая церковь – Преображенье Спасово. Но к началу XVII века церковь совсем обветшала, службы в ней не правили уже почти сто лет, и вскоре она сгорела от удара молнии.

Новая церковь с тем же названием, но уже не с шатровым верхом, а многоглавая, была возведена в 1714 г., в самый разгар Северной войны, когда Россия уже становилась мощной морской державой, прочно утверждаясь на берегах Балтики. Для Карелии, Приморья и Заонежья победы в Северной войне имели и сугубо местное значение. Граница со Швецией отодвигалась на запад, исчезала постоянная угроза нападения воинственных соседей, открывалась возможность спокойно заниматься мирным трудом. Тогда-то и возник образ Преображенской церкви как торжественного гимна в честь русского народа, одержавшего историческую победу.

Старинное предание не случайно связало имя Петра Первого со строительством церкви. Согласно ему, царь, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил много срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план церкви.

Существует и другая легенда, как бы подчеркивающая уникальность и неповторимую красоту Преображенской церкви. Якобы строитель церкви, закончив работу, бросил свой топор в озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

«Несравненной сказкой куполов», которых насчитывалось двадцать два, назвал Преображенскую церковь искусствовед Игорь Грабарь. И действительно, разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» (килевидные крыши), похожие на кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные шейки церковных глав и «луковки» с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся загадочным, почти фосфорическим блеском; а на закате, когда солнце медленно опускается в воды озера, полыхают багрянцем. В пасмурный день кажутся тускло-серебряными, а в погожий – голубыми. Один ярус, другой, третий, четвертый…

Кажется, что в самое небо взметнулась верхняя глава, венчающая эту 37-метровую пирамиду.

Вся церковь – от основания до вершины, до кончика креста на верхнем куполе – срублена из дерева. Причем только с помощью топора и долота, без всякой пилы, хотя она уже давно была в обиходе. По-видимому, сила привычки, власть традиций были еще велики, и бревна перерубывали топором настолько точно, что на срезе не оставалось ни малейшей зазубрины. При этом капилляры дерева сжимались, и оно меньше впитывало влаги. И теми же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

Преображенская церковь построена из особенно крепкой и смолистой кондовой сосны, росшей на очень сухом грунте. Из нее рубили стены, а на лемех шла осина, которая хорошо поддается обработке, не трескается и не коробится от дождя и солнца. То, что издали представляется мелкой чешуйкой, на самом деле довольно большая, до 40 сантиметров, вытесанная топором пластина, выпукло закругленная и сужающаяся книзу. Это похоже на черепицу, но только деревянную. От времени она словно седеет, приобретает глянец и зеркальные свойства. Эти пластины клали внахлест, всего же их на 22 куполах – около тридцати тысяч.

Все части церкви выполнены без гвоздей, такова была традиция русского плотничьего мастерства. Только чешуйчатая одежда куполов прибита коваными гвоздями, по одному на каждый лемех. Эти гвозди четырехгранные в сечении, а потому чешуйки стояли прочно, будто и впрямь на века.

Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно ясны и лаконичны. Недаром понятия простоты в народном искусстве возведены в эстетическую добродетель. Как гласит русская пословица: «Где просто, тут хорошего до сто, где мудрено, тут нет ни одного».

В основании Преображенской церкви лежит традиционный «двадцатистенок», то есть восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя прирубами, примыкающими к его четырем взаимно противоположным граням. Именно церкви такого типа, известные еще в очень давние времена, были одними из излюбленных в деревянном зодчестве, поскольку открывали широкие возможности для создания разнообразных и выразительных архитектурных композиций.

На нижнем, самом большом восьмерике стоит другой, средний восьмерик, поменьше, а на среднем – третий, верхний, самый маленький. Верх нижних прирубов сделан двухступенчатым, а каждый уступ покрыт бочкой с главой. Один ярус из четырех глав, над ним другой, такой же. Выше – третий ярус из восьми глав; они стоят на бочках, венчающих каждую грань основного нижнего восьмерика. Еще выше – следующий ярус из четырех глав, размещенных на втором восьмерике, и наконец на третьем, самом маленьком восьмерике стоит одна центральная, самая верхняя и самая большая глава, венчающая всю эту композицию. Последняя, двадцать вторая глава, находится ниже всех – над алтарным прирубом.

Все двадцать две главы подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Если долго и пристально смотреть на Преображенскую церковь, то в какой-то момент появляется почти физическое ощущение движения. Оно начинается с сопоставления убывающих масс трех восьмериков и нарастает от двухступенчатых прирубов к верхним ярусам и к центральной главе. Нерушимая громада куполов обретает ритмичную поступь, и от одного яруса к другому по плавным очертаниям луковичных глав она непрерывно устремляется ввысь. Зодчим удалось избежать впечатления однообразия и монотонности ярусов и глав. Главы всех четырех ярусов отличаются одна от другой, причем довольно значительно. Главки первого нижнего яруса больше главок второго; главы третьего, среднего яруса больше глав первого и четвертого ярусов; главки верхнего, четвертого яруса меньше всех других, и наконец последняя, самая большая центральная глава дает завершающий композиционный акцент, отмечая наибольшую высоту всего сооружения. Только большой мастер был способен найти эту смену объемов, добиться такого разнообразия и живописности всего строя церкви.

«Двадцатистенный» план предопределил еще две особенности Преображенской церкви – центричность и высотность всей ее композиции. Откуда ни смотреть на эту церковь, отовсюду она выглядит в общих чертах одинаковой, или, как говорят специалисты, всефасадной. Принцип центричности, высотности и всефасадности проведен здесь последовательно и с большим мастерством, начиная с самого выбора плана «круглой церкви о двадцати стенах» и заканчивая каждой деталью ее пирамидального верха. Сравнительно низкий массив галереи-паперти, охватывающий большой восьмерик и его прирубы, служит как бы пьедесталом для высокого и стройного столпа ажурного многоглавия.

Сооружая Преображенскую церковь, ее строители думали не только о красоте. Не меньше внимания они уделяли и технической стороне дела, от которой, в конечном счете, зависела долговечность этого неповторимого сооружения. В борьбе против извечных враждебных сил природы – дождя и сырости – в народном деревянном зодчестве сложились не только технические, но и архитектурно-художественные традиции. Многие детали и части зданий, которые принято считать чисто декоративными, в действительности выполняют весьма ответственные защитные функции.

К примеру, путь дождевой капли от креста центральной главы до земли наглядно показывает утилитарное значение некоторых, казалось бы, декоративных деталей Преображенской церкви. С лемешины на лемешину, с главки на бочку, с бочки на полицу, с полицы на водотечник, с одной полицы на другую, с яруса на ярус, с уступа на уступ. Все это продуманная до мелочей техническая система водоотвода и защиты от осадков. А если капли дождя все же проникнут через крышу, то на этот случай внутри восьмерика предусмотрена вторая – двускатная, сделанная из толстых тесаных досок, слоя бересты и обрешетки под бересту. Под стыком ее скатов в желобе находится наклонный долбленый лоток, по которому стекающая вода (если она проникнет внутрь) отводится наружу.

По своему назначению Преображенская церковь принадлежит к так называемым летним, или холодным храмам. Службу в ней проводили в особо торжественных случаях и в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. В плане самой конструкции церкви это означает, что ее сруб сложен «насухо», без прокладки пазов мхом или паклей; что у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка.

Кроме Преображенской церкви, в Кижах сохранились еще Покровская церковь и колокольня, состоящая из четверика, восьмерика и шатрового «звона». Но колокольня построена уже не в традициях народного творчества, то есть «как красота и мера показывают», а по проекту, составленному епархиальными инженерами и утвержденному в Олонецкой губернской канцелярии.

Своеобразной красотой отличалась и рубленая бревенчатая ограда, окружавшая обе церкви, колокольню и кладбище, и входившая в архитектурный ансамбль едва ли не каждого северного погоста. Но до наших дней она не дошла. От нее сохранился лишь каменный фундамент, на котором уже гораздо позже выросла новая ограда, сложенная из валунов.

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. - Влияние немцев. - Дело Феофилакта Лопатинского. - Попытки иноверцев. - Отступничество. - Раскол. - Рационально-мистические секты. - Суеверия. - Меры к образованию духовенства. - Монастыри. - Управление

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ С ирландской церковью у англо-норманнских завоевателей трудностей почти не возникало. Самая влиятельная фигура церкви, Лоркан О’Тул, архиепископ Дублина (1162-1180), старался потрафить тем и другим. За это его осуждали ирландские хронисты, но по сути он делал то же,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ Между католической церковью и «Куманн на нГаэдхил» сразу образовалась тесная связь. Церковь ясно заявила о своей политической позиции, осудив в 1922 году ИРА, выступившую против договора. Вплоть до 1930-х годов она враждебно относилась к де Валера и его «Фианна Файл».

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Преображенская площадь 1836–1844. Один из двух первых в России гвардейских полков, созданных Петром I, Преображенский был сформирован в 1690-х годах из так называемой «потешной команды», размещавшейся в подмосковном селе Преображенское. Полк прославился в Северной войне.

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Преображенская больница В 1798 году в Москве была основана Преображенская больница, иначе - дом умалишенных.Долгое время это специальное заведение было единственным на всю Россию. Первоначально оно имело статус богадельни, но в 1830 году доктором Саблером было

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Преображенская больница на улице Преображенский вал, № 19 (1912) Это двухэтажное краснокирпичное здание было построено для старообрядческой общины федосеевцев поморского согласия. Оно считается последней интересной работой Кекушева. Скорее всего, привлек архитектора к

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

9. Церковь С 1037 г. Русская церковь была организована как епархия Константинопольского патриархата. Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Церковь в честь Преображения Господня существовала на Кижском погосте издавна, много раз она перестраиваясь и поновляясь. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии, и спустя несколько лет началось возведение нынешнего многоглавого храма.

Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того — ее известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма в Кижах.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:25


Конструктивной основой Спасо-Преображенского храма является восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объему примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены еще два, меньших размеров, что придает храму «пирамидальность».

Сколько глав на церкви Преображения господнего в Кижах

Преображенская церковь сегодня имеет двадцать две главы, размеры и форма которых различаются от яруса к ярусу, как будто задавая всему зданию особый «ритм». Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (согласно данным путешественника Я. Я. Мордвинов, бывшего на Кижах в 1752 году). Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н.Я. Озерецковского — он насчитал их двадцать три.

Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины XVIII века в шатровом исполнении, имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определенному числу (33: 22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой. 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя.

Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом — дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами) либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря ее особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.

Многоглавие Спасо-Преображенской церкви в Кижах не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее — это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) был «о тринадцати верхах». Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространенным шатровым завершением северных деревянных церквей: «Многоглавие Преображенской церкви, собранное в четко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме...»

Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трехскатной кровлей. Вход в нее оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой «светской» его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.

Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространенным способом — «в обло» (или «в чашу»), когда бревна укладываются в венцы «с остатком». В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно


Саша Митрахович 09.01.2017 10:35


На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня на претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциями времени, к началу XX века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно «ушло» далеко от первоначального своего вида.

Пол был выкрашен, стены — обшиты досками, а в алтаре —оклеены обоями. Первое обследование интерьеров Преображенской церкви произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня, однако определенные выводы исследователи сделали.Так, И.Э. Грабарь совершенно справедливо отметил в своей записной книжке разновременность деталей иконостаса, отнеся иконы к петровскому времени, а резную раму — к более позднему, однако атрибутировал его довольно размыто — «либо аннинским, либо елизаветинским, либо екатерининским периодом».

К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нем не проводились С 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображеской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведенной московскими специалистами, вновь заняли свое место в иконостасе кижского храма.

Именно в 1950-е годы интерьер Преображенской церкви сформировался в том виде, который знаком нынешним посетителям Кижей. Перед реставраторами стояла задача освободить интерьер от всех временных наслоений и вернуть его, насколько это возможно, к первоначальному виду. Преследуя эту цель, разобрали ризницу, находившуюся в северо-западном углу трапезной, и устроили на этом месте дополнительную дверь в основную часть храма. Имеющиеся двери переделали. Причем, как выясняется из отчетов, с внешней стороны они были обиты железом, которое реставраторы сняли, посчитав эту обивку позднейшим «усовершенствованием». Однако под железом обнаружилось светлое дерево, то есть обивка существовала изначально. В итоге двери просто затонировали под цвет стен.

Со стен, в свою очередь, была снята тесовая обшивка, с пола — счищена краска. В таком виде —сохранный иконостас и восстановленные в своей условной первозданности детали интерьера — Преображенский храм дожил до 1980 года, когда его состояние признали аварийным и, ради укрепления стен металлическими конструкциями, церковь освободили от всех внутренних элементов, включая иконостас, пол и потолок. Сейчас храм лишен своего внутреннего убранства, а иконостас как единое целое существует лишь в виде виртуальной реконструкции. Завершить реставрацию церкви Спаса Преображения предполагается в течение нескольких лет.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:39 

Преображенская церковь на острове Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня основана 6 (19) июня 1714 года на острове Кижи и относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Среди некоторых исследователей деревянного зодчества Поморья , существует мнение, что одним из прообразов кижинской церкви явился Храм Покрова Божией Матери расположенный в Заостровье в четырёх километрах от города Архангельска .

Реставрация Преображенской церкви - лифтинг или переборка?

Преображенский собор в настоящее время находится в плохом состоянии и вся его конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Известная журналистка Юлия Латынина так описывает состояние интерьера Преображенского храма: «Церкви нет - есть чучело церкви, которое выпотрошено и натянуто на этот каркас. Все несущие конструкции уничтожены. Полы выпилены бензопилой. А, ведь, в этой церкви часть полов играет роль несущих балок, намертво зажатых между стенами ». Принято решение, которое поддерживается руководством музея в Кижах, что реставрация должна проходить методом лифтинга - при котором часть храма вывешивается за счет вышеупомянутой металлической конструкции, находящиеся ниже вывешенной части церкви брёвна изымаются, обследуются и, если их состояние того требует, заменяются на новые. Однако ряд специалистов, к которым относятся академик архитектуры Вячеслав Орфинский , лауреат Государственной премии, ведущий российский реставратор деревянного зодчества Александр Попов и другие считают, что реставрация методом лифтинга может привести к утрате памятника и предлагают выполнить его методом полной переборки. Разногласия по методу реставрации вышли за пределы профессионального сообщества и обсуждаются в ведущих российских СМИ.

Аргументы сторонников лифтинга

Лифтинг защищают заместитель директора музея по реставрации Кижского погоста Николай Попов, главный архитектор проекта реставрации Владимир Рахманов и другие.

Позиция музея «Кижи» обозначена на официальном сайте : «О методе реставрации памятника четкую позицию музея и авторов проекта выражает его главный архитектор, представляющий Генпроектировщика - ОАО „НИИ Спецпроектреставрация“ Владимир Рахманов (Санкт-Петербург). По его словам, реставрация церкви путем ее полной единовременной разборки недопустима. Это может привести к значительной утрате подлинности памятника и большому проценту новодела. Предлагается реставрация церкви с полной переборкой элементов, но не единовременно, а поэтапно. Основная часть церкви будет оставаться на месте, являясь по-прежнему основным объектом экскурсионного показа музея-заповедника. Реставрация должна выполняться поярусно (поэтапно) снизу-вверх. Переборка снизу-вверх позволит использовать не только систему лифтинга, но традиционные методы реставрации срубовых строений. Предложенный авторским коллективом лифтинг апробирован на многих объектах реставрации, и не только в России.».

Примечания

Метод полной переборки позволяет провести реставрационные работы с максимальным качеством. Возведение сруба при реставрации проводится в той же последовательности, что и при строительстве.

Ссылки

  • Публикация в газете «Кижи» об истории: «Преображенская церковь в бликах времен»

Категории:

  • Храмы Карелии
  • Храмы по алфавиту
  • Появились в 1714 году
  • Православные храмы Петрозаводской и Карельской епархии
  • Деревянные церкви
  • Храмы Преображения Господня

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Преображенская церковь на острове Кижи" в других словарях:

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов Содержание 1 В России 1.1 В монастырях 2 … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия